Найти тему

Почему так сложно научить ребенка читать на английском?

С заданием на осмысленное чтение справляются только 10% учеников. 35,3% учащихся заканчивают начальную школу с отметкой «2» по английскому. Топ-вопрос на профессиональных форумах – «как научить детей читать на английском языке». На вебинаре «Challenges in teaching young children» от Skyteach School Оксана Явербаум, авторизованный представитель и тренер Letterland International в России, рассказала о причинах такого плачевного положения и современных решениях.

Дети, которые с трудом читают абзац текста и запинаются при переносе слова на следующую строку, в педагогической практике не редкость. Вы и сами наверняка можете вспомнить таких учеников. Сегодня в России 30% детей имеют трудности в обучении: проблемы с чтением, говорением, слушанием, письмом. Если ребенок с трудом читает на русском, что с ним происходит на уроках английского языка? Чтобы учить новый язык, нужно владеть видами речевой деятельности. Трудности чтения и письма делают освоение английского для ребенка почти невозможным.

Алфавит глазами ребенка

Давайте посмотрим на алфавит английского языка глазами ребенка, который только учится читать, для которого этот язык – не родной. 26 букв, 44 звука, 150 правил произношения… Названия букв практически ничего не говорят о том, какой звук нужно произносить при чтении буквы, особенно в начале или конце слова. Тем более, некоторые буквы называются, как целые слова: «U» – «you». А что дает ребенку облик буквы? «h» и «w» никак не помогают понять, какой звук за ними стоит.

Если добавить к этому еще и транскрипцию, нет ничего удивительного в том, что ребенок с самого начала знакомства с языком потерян и смущен. Ведь английский – это так сложно!

Что нужно, чтобы читать

Как уже было сказано в начале, с заданием на осмысленное чтение справляются только 10% учеников (по данным Национального исследования качества образования по иностранным языкам, октябрь 2016). Эта цифра не кажется такой уж маленькой, если подумать, что для чтения на английском нужно владеть пятью ключевыми навыками. Это:

  • Различение на слух 44 звука (Phonemic awareness),
  • Различение 52 формы букв (Letter formation),
  • Навык слияния (Blending)
  • Навык разделения (Segmenting),
  • Понимание слов, которые не поддаются правилам (Tricky words).

В англоязычных странах этим навыкам обучают на протяжении всей начальной школы. Их нельзя освоить быстро! Становится понятно, почему детям так тяжело дается чтение на английском, особенно, если это для них – иностранный язык.

Why Johnny can not read? Because nobody shows him how

Мы начинаем учить английскому почему-то именно с алфавита и песенки «эй, би, си, ди...». Американцы первыми задумались об изменении этой системы. В XX веке, следуя Америке, во всем англоязычном мире перестали обучать детей чтению фонетическим методом и начали использовать метод целых слов. Он захватил все школы, но к середине XX века Америка пожинает плоды: падает грамотность у выпускников. Дети не могут читать слова, которые они не знают!

Знаменательным событием в истории обучения чтению стал выход книги Рудольфа Флеша «Why Johnny Can’t Read – And What You Can Do About It», где автор критикует метод целых слов. Начались дискуссии в профессиональной среде, которые растянулись на много лет, – в сфере образования ничего не происходит быстро. Только в 1997 году при правительстве Билла Клинтона была создана комиссия National Reading Panel, которая провела исследование на тему: как эффективно учить детей чтению? Результаты подтвердили несостоятельность метода целых слов и исключительную значимость фонетического метода для формирования навыка чтения.

Новый порядок букв: s, a, t, p, i, n, m, ...

Фонетический метод был возвращен во все школы в начале двухтысячных годов, а в 2015 году в Британии завершилась государственная реформа по чтению – National Reading Reform. Она принесла потрясающие результаты: преподаватели перестали изучать с детьми названия букв алфавита в начальной школе, пока дети не научатся распознавать 26 базовых звуков. Кроме того, введен новый порядок знакомства с буквами: их учат не по алфавиту.

Новый порядок – порядок частотности букв для чтения и составления первых слов. Главное правило здесь – «выучить и сразу применить на практике». Сложные по форме буквы, а также похожие друг на друга (как «b» и «d»), разнесены во времени, чтобы ребенок не спутал и закрепил каждую букву.

-2

Цифры говорят сами за себя: в 2012 году 58% детей после первого класса соответствуют государственному стандарту по уровню чтения; а в 2018 году этому стандарту соответствуют уже 82% бывших первоклассников.

Рекомендации методистов Skyteach School

Методисты Skyteach School рекомендуют обучать young learners, используя современные решения:

  • брать за основу неалфавитный порядок букв и тут же помогать ребенку применить новые знания на практике – просить составить слово и прочитать;
  • делать упор на формирование пяти ключевых навыков, которые необходимы для чтения;
  • научить распознавать 26 базовых звуков до знакомства с названиями букв алфавита;
  • разносить во времени изучение похожих букв во избежание путаницы в голове ребенка.

Мы учим преподавателей английского использовать эти и другие принципы, чтобы успешно решить challenges in teaching young children. Ваш подход к обучению может сохранить мотивацию ребенка и стать залогом его будущего успеха.