Рассказываем, что нужно сделать, прежде чем начать продавать ноутбуки через интернет-магазин, — эти советы можно использовать при оценке любой ниши. Узнайте, чем полезен бизнес-план, как составить ассортимент и как заранее оценить перспективы продаж через интернет.
Проанализируйте нишу
Это нужно, чтобы заранее оценить перспективы: понять, будет ли рентабельным бизнес, какие товары будут пользоваться спросом, высокая ли конкуренция. Для анализа ниши нужно:
- оценить спрос,
- посмотреть на изменение рынка,
- оценить конкурентов.
Оценить спрос можно в подборе слов на Яндексе. Укажите в поисковой строке ключевое слово — сервис покажет, сколько людей тоже вводят его в поисковике каждый месяц. Чем выше показатель, тем лучше: значит, товаром активно интересуются. Если цифра небольшая, 100–1000 показов, значит, и особой конкуренции в нише ваш интернет-магазин иметь не будет. Если число запросов до 10, лучше выбрать другую нишу. Конечно, если не продаете через интернет уникальный товар с маржей 100 000 ₽ и более.
Когда будете использовать сервис подбора слов, разделяйте информационные и коммерческие запросы:
- информационные — «как подключить ноутбук», «экран ноутбука», «ноутбук»,
- коммерческие — «купить ноутбук» и аналогичные со словами «заказать», «купить», «цена».
В первую очередь оценивайте популярность коммерческих запросов: чем больше людей уже готовы приобрести товар, тем лучше для вашего интернет-магазина.
Посмотреть на изменение рынка и на ситуацию вообще можно тоже на сервисе подбора слов, в разделе «История запросов». Там видно историю поисковых запросов за последние 24 месяца: можно понять, развивается ли рынок в целом, оценить рост или падение спроса, сезонные изменения. Например, если линия на графике постепенно поднимается, то рынок растет. Если падает — спрос уменьшается.
В истории можно посмотреть и коммерческие, и информационные запросы. Результат по коммерческим запросам точнее отразит спрос, а по информационным — ситуацию на рынке. Например, если появляется все больше запросов «как починить ноутбук Asus», значит, такие устройства стали чаще ломаться. Если пользователи вводят в поисковую строку «программы для ноутбука», то ваш интернет-магазин может дополнительно продавать ПО. А если вводят фразу типа «клавиши ноутбука», значит, появляются новые модели, обозначение на клавишах которых непонятно простым пользователям, — можно предложить дополнительную инструкцию, чтобы опередить конкурентов.
Все просто: чем больше объявлений и результатов в выдаче, тем выше конкуренция. Чем меньше, тем легче будет выйти на рынок продаж через интернет. Оценивайте не только число результатов, но и их качество. Например, если в рекламе есть объявления от гигантов типа «М.Видео», «Эльдорадо», DNS, лучше выбрать другую нишу или узкую специализацию. Например, вместо ноутбуков нескольких брендов ваш интернет-магазин может предложить товары конкретного производителя: так будет легче найти целевую аудиторию.
Продумайте ассортимент
Выбор ассортимента плавно вытекает из выбранной ниши и формата продаж через интернет.
Если ваш интернет-магазин работает по дропшиппингу, добавляйте в каталог все товары, которые есть у поставщика, а потом следите за обновлением каталога. Если добавить какие-то сторонние товары, есть риск впоследствии не найти поставщика с подходящими условиями. А если проигнорировать некоторые продукты, возможно, ваш интернет-магазин упустит покупателей, которые целенаправленно ищут такие товары.
Дропшиппинг — поставка товаров напрямую от поставщика к покупателю при фактическом заказе. В этом случае вы не храните товары на своем складе, а нужные товары отправляют заказчикам со склада дистрибьютора, поставщика, производителя или оптовика.
Если хотите создать широкий ассортимент, составьте список всего, что ваш интернет-магазин станет продавать, — посетите официальные сайты нескольких производителей, посмотрите, что предлагают конкуренты. Оцените спрос на каждый товар. Популярные товары можно будет сразу выкупать у поставщиков, а непопулярные продавать по схеме дропшиппинга. Если выкупать и непопулярные, есть риск, что такие товары останутся невостребованными — и интернет-магазин потерпит убытки.
Если выбрали узкую специализацию — например, решили продавать через интернет только ноутбуки LG, идите на официальный сайт производителя. Там найдете полный список моделей, доступных для продажи. Можете запросить у поставщика список самых востребованных товаров, чтобы потом ваш интернет-магазин предлагал их в первую очередь.
Более подробно о том, как выбрать нишу и конкретные товары, мы рассказали в этой статье.
Создайте отдельный документ или таблицу. Соберите там все товары, которые будет предлагать ваш интернет-магазин. Можно сразу найти через интернет поставщиков и сохранить ссылки на их сайты, посмотреть закупочную стоимость. Это сэкономит время при разработке бизнес-плана.
Составьте бизнес-план
Бизнес-план помогает понять, каким будет будущий бизнес. Обычно в нем описывают:
- цель бизнеса — зачем продаете,
- ассортимент — что именно предлагаете,
- бизнес-процессы — как именно будете продавать,
- сильные и слабые стороны компании — чем ваше предложение выгодно для покупателей и что можно улучшить,
- основных конкурентов, их сильные и слабые стороны — сможете ли обойти их и в чем вы лучше,
- текущие расходы — на что потратить деньги при открытии интернет-магазина и после,
- ожидаемую прибыль — какой доход планируете получить,
- риски — какие возможны и что с ними делать.
Цель бизнеса. Одна из главных целей любого бизнеса — получить прибыль. Но может быть еще и глобальная цель: например, вывести на рынок никому неизвестный бренд, сделать ваш интернет-магазин конкурентным гигантам типа «Эльдорадо» и так далее. Если такая цель есть, запишите ее и все время помните о ней.
Ассортимент. Документ или таблица с ассортиментом покажут, что именно вы будете предлагать через интернет покупателям. Помимо ссылок на поставщиков и закупочной стоимости, в бизнес-план можно добавить цены, по которым ваш интернет-магазин будет продавать товары. Так вы сразу посчитаете маржу без учета стоимости привлечения покупателя.
Бизнес-процессы. Бизнес-процесс поможет понять, что именно будете делать, чтобы продавать товары покупателям. Распишите:
- у кого, когда, как будете покупать партии товаров,
- где будете хранить ноутбуки или другую продукцию,
- на какой площадке будете продавать — только в вашем интернет-магазине или где-то еще,
- какими методами будете привлекать клиентов,
- как будете вести учет заказов, какую систему управления магазином использовать — при подключении ЮKassa наши партнеры дарят скидки на популярные CRM,
- с помощью каких компаний будете доставлять товары и сколько это будет стоить.
Получится пошаговый алгоритм — от закупки первой партии до продажи товара потребителю. Имея под рукой схему бизнес-процессов, вы сможете отслеживать, что идет не так, и совершенствовать воронку продаж.
Сильные и слабые стороны компании. Их нужно описать, чтобы улучшить сервис для клиентов и сформировать УТП — уникальное торговое предложение. О сильных сторонах можно рассказывать потенциальным покупателям — например, если ваш интернет-магазин будет предлагать бесплатную доставку или скидку 10% при покупке на сумму от 5 000 ₽. Слабые стороны придется совершенствовать в перспективе, чтобы обойти конкурентов.
Конкуренты. Описание основных конкурентов помогает понять, как вообще обстоят дела на рынке продаж через интернет в вашей нише. Узнайте о сильных и слабых сторонах конкурентов, сравните со своими преимуществами и недостатками — поймете, чем стоит гордиться, а о чем лучше промолчать. Проверьте, сколько товаров продают ваши конкуренты и дают ли они развиваться новым интернет-магазинам.
Расходы. Текущие расходы покажут, сколько денег в общем вложите в бизнес. Можно расписать отдельно разовые и постоянные расходы:
- разовые — регистрация компании, покупка онлайн-кассы, создание интернет-магазина, подключение платежной системы,
- постоянные — закупка партий товаров, продвижение интернет-магазина и реклама, зарплата сотрудникам, аренда склада.
Когда распишете все расходы, поймете, сколько денег придется потратить на первом этапе и сколько будете тратить потом.
Ожидаемая прибыль. Расчет ожидаемой прибыли поможет понять, когда окупится бизнес и произойдет ли это вообще. У вас уже есть информация о закупочной стоимости товаров, цене для потребителя, разовых и постоянных расходах. Чтобы не упустить ничего важного, заведите онлайн-бухгалтерию — многие сервисы можно использовать со скидкой или даже бесплатно, подключив ЮKassa . Подумайте, сколько продаж ваш интернет-магазин сделает за месяц и сколько принесет денег, а потом отнимите сумму постоянных расходов. Это покажет, какой будет чистая прибыль.
Ставьте перед собой реальные цели, когда рассчитываете ожидаемую прибыль. Нельзя в первый же месяц сделать 1 000 000 продаж через интернет, даже если у вас были неисчерпаемые инвестиции. Лучше расписать постепенное увеличение числа продаж — это ближе к реальному положению вещей.
Риски. Описание рисков убережет ваш интернет-магазин от форс-мажоров. Подумайте, что может угрожать бизнесу:
- мошенники-поставщики,
- введение новых налогов на ввоз ноутбуков из-за границы,
- обвал рубля и другое.
Распишите, как будете действовать, если риск станет реальным. Например, в случае мошенничества со стороны -поставщика можно подать в суд. Или предупредить риск — внимательно изучать документы, читать отзывы, оценивать репутацию. Есть риски, которые предупредить не получится, — к примеру, новые налоги или обвал рубля. Вы не устраните полностью их негативные последствия, но в случае форс-мажора быстро сориентируетесь, если заранее распишете схему действий.
Например, при введении новых налогов начнете постепенно повышать цены в интернет-магазине еще до принятия закона, чтобы повышение было плавным и почти незаметным для покупателей.
Составить бизнес-план можно самостоятельно, если есть опыт или терпение. Если не можете справиться сами, закажите разработку бизнес-плана. Но это не избавит от работы полностью — все равно нужно будет рассказать о нише, ассортименте и вашем видении бизнеса.
Повторим: с чего начать, чтобы продавать
Проанализируйте нишу. Посмотрите, есть ли спрос на товар, как меняется рынок продаж через интернет в общем и в зависимости от сезона, много ли конкурентов и какие они.
Продумайте ассортимент. Решите, что именно будет продавать ваш интернет-магазин. Создайте документ и добавьте в него все товары, ссылки на сайты поставщиков, закупочные цены. Убедитесь, что система управления интернет-магазином работает правильно — при подключении ЮKassa можно получить бесплатный тестовый период.
Составьте бизнес-план. Подумайте над глобальной целью, посчитайте, за сколько сможете продавать товары, распишите бизнес-процессы. Проанализируйте конкурентов, найдите их слабые и сильные стороны, подумайте о своих преимуществах и недостатках. Запишите текущие расходы, рассчитайте ожидаемую прибыль и не забудьте о рисках.