Когда берешься писать про современное искусство, постоянно приходится оправдываться. Что, мол, вот этот художник умеет рисовать, но на уровне концепции избрал для себя абстракционизм, и в нем тоже есть цвет, композиция и гармония. С Коржевым ничего отстаивать не приходится - его великолепная техника ни у кого не вызывает сомнений. Но это как раз тот случай, когда художнику повредила идея, а не отсутствие мастерства.
Свое необычное имя Гелий Михайлович Коржев получил благодаря оригинальности времени, в которое ему суждено было родиться. Мать художника рассказывала, что сначала хотела назвать его Трактор, но на улице стояла такая жара (дело было в июле 1925 года), что дала ему имя в честь Гелиоса - солнца. Его отец - один из основоположников советского авангардного ландшафтного дизайна. Поэтому мальчик, с детства окружённый творческой средой, начал свой путь с художественной школы. В ход событий вмешалась война, и Коржев среди других учеников был эвакуирован в Башкирию.
Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели, что красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас.
После войны Коржев оканчивает Суриковское училище и начинает свой профессиональный поиск. Довольно быстро и безболезненно он влился в течение соцреализма, которое в его случае скорее имело расшифровку "социальный", а не "социалистический".
В этот период создаются триптих "Коммунисты", серия "Опаленные огнем войны", другие работы, которые приходятся по душе не только зрителю, но и партийной номенклатуре. На Коржева сыпятся премии, звания, многочисленные персональные выставки. И это более, чем заслужено.
Растет мастерство художника, он добивается феноменальной техники. Почти 20 лет с 1960 по 1980 (фактически, весь период брежневского "застоя") длится его творческий зенит.
Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу.
Коржев очень рано начинает чувствовать наметившееся в стране перемены под лозунгом именно "свободы", которую так ценил художник. В его творчестве появляются новые мотивы, в которых читается разочарование, - разбившийся мечтатель "Егорка-летун", "Русский Икар", серия работ с персонажем Дон Кихота, "Опрокинутый", "Обреченная". Коржев начинает разработку цикла "Тюрлики", который впоследствии станет его мрачным манифестом и пророчеством грядущих катастроф.
В 1986 году у немолодого уже художника умирают родители. Вкупе с начавшейся перестройкой это очень сильно влияет на его состояние. Коржев уходит со всех постов, в том числе в Союзе художников и Академии, и закрывается в студии. Крах СССР и эпоха гласности ознаменовал новый период его творчества. Появляется новый программный триптих "Адам и Ева".
Вообще библейские мотивы очень плотно входят в творчество художника. Его интересуют ветхозаветные сцены: первородный грех, возвращение блудного сына. Но особенное место занимает Иуда и его предательство.
Это по-прежнему Коржев с его узнаваемым "суровым" стилем. Но на смену опаленным войной героям и безобидным мечтателям приходят блядовитые комсомолки, новые "русские" и жуткие монстры "Тюрлики".
Творчество последнего десятилетия Коржева подчёркнуто гротескное и мрачное. Он так и не смерился с новой наступившей реальность. Художник умер в 2012 году.
Искусство — это приказ часового уходящего часовому заступающему. У нас ушло много прекрасных часовых родной культуры. И сегодня мы на часах, и это многое значит, и скоро нужно будет сдавать пост, и нужно сдать его с честью и достоинством.
Как это часто бывает, мы проморгал гениального современника. Наследие Коржева не осмыслено до сих пор. Но на Венецианскую биеннале в 2019 Третьяковская галерея привезла именно Коржева, актуальность которого с каждым годом лишь растет.