Найти тему
Технологии сегодня

ИИ-музыканты - будущее уже сегодня

Ещё лет тридцать назад сама мысль об искусственном интеллекте, способном создавать не просто набор данных, но творить, казалась фантастикой. Однако сегодня развитие нейросетей движется семимильными шагами. ИИ способен распознавать лица, успешно воевать против людей в разнообразных компьютерных играх, реставрировать фотографии и многое другое. Поэтому неудивительно, что сегодня мы слышим о программе на базе нейронной сети, способной писать настоящую музыку.

Искусственный интеллект стал композитором для целого музыкального альбома

Мода не стоит на месте, и в первую очередь технические новинки находят своё применение в музыке. На днях появился первый альбом, музыка к которому была полностью написана ИИ под управлением Sony Flow Machine. Эта история берёт начало ещё в прошлом году, когда в сети появилась композиция, разработанная нейросетью.

“Daddy’s Car” была стилизована под Beatles и заимствовала у легендарной ливерпульской четвёрки основной стиль. Однако стоит выделить особенность сочинения такой музыки - для неё создатели загрузили в нейросеть более тринадцати тысяч песен и заставили её анализировать, чтобы выделить ключевые параметры. Текст же был полностью написан человеком, который также организовал структуру звучания мелодии.

-2

По такому принципу был создан альбом IAMAI в сотрудничестве с известной певицей Тарин Саутерн. Совместно со стартапом Amper она планирует сократить время на производство профессиональной музыки за счёт нейросетей, способных выстраивать мелодии за считанные мгновения. Это не преувеличение - всего за минуту компьютер способен производить музыку, которую затем незначительно корректируют для лучшего звучания.

При этом первый сингл, “Break Free” был создан полностью с нуля. Для того, чтобы песня увидела свет, в системе Amper были заданы темп, ритм, стиль и настроение, а поверх уже готовой мелодии Тарин написала текст. Как утверждают создатели стартапа, первоначально данная система задумывалась как генератор мелодий для предприятий и создателей контента, которые не хотят вникать во все тонкости лицензированных соглашений. Это позволило бы им генерировать фоновые мелодии для своих проектов буквально на лету, не беспокоясь о нарушении закона или исках от звукозаписывающих компаний. Однако быстрый прогресс технологии и заинтересованность ей со стороны профессиональных музыкантов показывает, что Amper способна на большее. И, возможно, в будущем мы увидим гораздо больше мелодий, композитором которых выступала машина.

Правовые проволочки - нарушает ли ИИ закон об авторских правах?

Неудивительно, что создание мелодий на базе искусственного интеллекта мигом вызвало споры не только в научной, но и правовой сфере. Держатели музыкальных лицензий спорят, можно ли считать сгенерированные на основе другой музыки звуки плагиатом, и если да, то каким - умышленным или нет.

-3

Так технический директор iZotope Дж. Бейли открыто назвал складывающуюся ситуацию грандиозной юридической проблемой. Причина кроется в фундаментальной технологии написания музыки ИИ, а именно анализе нескольких десятков тысяч песен для вычленения отдельных особенностей звучания и стиля. Бейли считает, что нейросеть выборочно использует полученные знания, поскольку машина основывается на конкретных произведениях, у которых есть автор и лицензия. Таким образом, процесс создания мелодии превращается в промышленный шпионаж, а создатель Amper, как и все, кто воспользовался плодами его труда, являются преступниками.

Однако, по словам Бейли, проблема куда глубже. Согласно экспертам, существует три стадии развития творческой нейросети:

  • музыканты пользуются ресурсами ИИ для помощи в музыке;
  • алгоритмы пишут песни, которые исполняют люди;
  • нейросеть становится полностью самодостаточна и не требует участия человека для создания контента.

Альбом IAMAI показывает, что сейчас сети остановились на втором этапе. Пока в системе так или иначе замешан человек, его можно осудить. Однако быстрая эволюция нейросетей создаёт грандиозную проблему для юридических законов, которые неизбежно придётся корректировать по мере развития технологий.