Найти тему
Леди за омлетом

Как современное искусство научило меня лучше понимать себя

Саша Рязанова

Искусством я интересовалась всегда, сколько себя помню. Все началось с походов в музеи с моей бабушкой в далеком детстве и ежемесячных экскурсий в Третьяковку с классом в школе. Страсть к современному искусству проявилась несколько позже, а именно на втором курсе МГУ, это был 2012 год. Я училась на факультете иностранных языков и регионоведения, где искусство мы изучали довольно схематично в рамках изучения культур других стран. Однако вскоре мне посчастливилось поехать волонтером на Олимпийские игры в Лондоне.

Глава первая: Лондон

Лондон (как впрочем и Нью-Йорк) — центр современного искусства, где представлены лучшие галереи мира и собрания современных художников. Однако помимо высокой плотности отличных художников на квадратный метр, столица Великобритании отличается еще и красивой и грамотной подачей публике. Здесь я окончательно и бесповоротно влюбилась в современное искусство. Больше всего мне тогда запомнился поход в Barbican centre, где, отстояв огромную очередь, я посетила «Rain room».

Источник: Telegraph

Если коротко, то это интерактивная инсталляция, где главные герои — дождь и человек, который им управляет. Ты входишь в большой темный зал, в котором идет красиво подсвеченный проливной дождь. Ты ступаешь под ливень и капли над тобой исчезают (благодаря установленным по всему периметру сенсорам): ты двигаешься, будучи абсолютно сухим, в окружении дождя. Я пережила невероятный опыт ощущения себя через произведение искусства и впервые поняла, как искусство может помогать исследовать себя и что это может служить ресурсом для личностного развития.

Глава вторая: Венеция

Далее все развивалось стремительно. В 2013 году я отдыхала в Италии, и нутро потянуло меня заехать в Венецию на Биеннале современного искусства. Тогда я еще не знала, что ее посещение станет для меня традицией и приятным поводом возвращаться в Венецию вновь и вновь. Будучи заинтересованной в теме и читая популярные материалы, я знала, что Венецианская биеннале — лучшее, что происходит в мире искусства. Это некоммерческое мероприятие, которое мы имеем честь посетить раз в два года (поэтому биеннале). Тут собраны все сливки актуальных и лучших на сегодняшний день авторов, объединенных каждый раз новой темой.

-2

Это было мое единственное фото на биеннале 2013 года. На фото изображен павильон России, экспозиция Вадима Захарова «Даная». Для более глубокого понимания инсталляции читаем миф о Данае. Павильон был разделен на два этажа. На первый, в подземелье, вход был разрешен только женщинам, при входе выдавали зонты для прогулки под дождем из золотых монет. При выходе женщины кидали горсть монет в ведро, которое, наполнившись, поднималось наверх для поддержания непрекращающегося золотого дождя. На второй этаж допускались все — оттуда можно было наблюдать за женщинами с зонтиками внизу.

Не менее ярким был павильон Кореи, где главную роль в инсталляции играл свет. При входе в павильон посетитель подписывал документ, что у него нет склонности к припадкам, которые могут быть спровоцированы ярким светом. Затем входил в помещение, где испытывал резкий дискомфорт от ослепляющего света вокруг. Побыв какое-то время в дискомфорте, можно было пройти в небольшую комнату, где была абсолютная темнота и тишина, и остаться там наедине с собой, что тоже у некоторых вызывало неприятные ощущения и позволяло прикоснуться к своим страхам.

-3

В 2015 году моей любимой стала работа Чихару Шиота в павильоне Японии, где все пространство было соткано из нитей с подвешенными к ним ключами (долгое время их собирали добровольцы для создания этой работы). Это символизировало моменты из прошлого разных людей, их воспоминания. А лодки погружают зрителя на дно океана, будто бы в коллективное бессознательное этих людей.

-4
-5
-6

В 2017 году Венецию затопило мифическими персонажами Дамиана Херста, которые были по всему городу в рамках параллельной программы биеннале. Специально для выставки в Венеции Херст изготовил скульптуры и опустил их на дно океана, чтобы они естественным образом состарились. Агрессивные, яркие образы — Горгона, Минотавр, Цербер, Циклоп — встречались на улицах города, в палаццо и часовнях. Это было яркое, монументальное и всепоглощающее зрелище. На этом фоне было трудно воспринимать менее броское и тонкое искусство основной программы.

-7
-8

Глава третья: Что вам с этого?

Будучи большим поклонником современного искусства, я бываю на многих выставках, как московских, так и зарубежных, какое-то время я даже работала в этой сфере, сейчас меня увлекает искусство на стыке с психологией. Главное, чему меня научило современное искусство — быть в контакте с собой через чувства, фантазии и ассоциации. Поэтому напоследок позволю себе дать три совета для тех, кто хочет научиться использовать произведения современных художников для более глубокого понимания себя и искусства в целом.

  • Смотреть как можно больше работ

Это важнейший пункт для тех, кто хочет развивать собственный вкус. Здесь важно отметить, что смотреть, конечно, нужно качественное искусство. Такие произведения можно найти на выставках в музеях, в крупных галереях и на ярмарках современного искусства (в Москве это, например, Cosmoscow или Da!Moscow).

  • Дайте себе возможность почувствовать художника в уединении

Это потребует от вас определенных усилий и осознанности. Не нужно спешить на лекцию/экскурсию перед посещением выставки. Попробуйте для начала познакомиться с ней самостоятельно, поисследовать свои ощущения, не стремясь найти интерпретации работ или запомнить как можно больше фактов о художнике. Затем порефлексируйте, можно даже записать свои впечатления в блокнот (потом интересно будет сравнить с тем, что скажет лектор/экскурсовод). А уже потом можно заняться изучением теоретического материала. Таким образом у вас будет формироваться свое видение автора, а главное — собственное, не навязанное кем-либо ощущение от его работ.

  • Хотя бы раз в жизни поехать на ярмарку современного искусства

Если нет планов купить произведение себе в коллекцию, то лучше ехать на Венецианскую биеннале, поскольку она наиболее интересна с художественной и исторической точки зрения. Один павильон России, построенный Щусевым, чего стоит! Это уникальный опыт, который запомнится на всю жизнь.

Ниже список крупнейших ярмарок современного искусства. Они отличаются от Венецианской, так как проходят чаще и существуют главным образом для продажи работ (однако просто съездить будет тоже интересно):

Удачи в познании искусства и, в конечном счете, себя!