Сразу скажу, что фильм был ужасен, но Лановой был прекрасен.
"Аттестат зрелости" пятьдесят четвёртого года - один из ярких примеров тоталитарного кино о воспитании юношества. Сталинские вампиры посреди сталинского ампира.
Отдельное сомнительное удовольствие - лёгкая советская гомоэротика: сложные духовные разборки происходят между десятиклассниками, и у современного зрителя при просмотре может возникнуть подозрение, что эта нежность и эта дружба сильнее страсти и больше чем любовь.
Девочка в фильме тоже есть, но лучше бы не было. Так себе девочка.
Юный Василий Лановой, ещё не очень уверенный в том, что станет профессиональным актёром, сыграл в "Аттестате зрелости" главную роль - эгоистичного, слегка циничного, но при этом вполне добродушного, неглупого, раскованного советского мажора, который вследствие витания в облаках пренебрёг интересами школьного коллектива. Звали его элегантно - Валентин Листовский.
Приплюснутые недооформившиеся одноклассники были в Валентина явно влюблены - и не смогли ему простить собственной зачарованности. Воспользовавшись тем, что Валентин слегка потроллил чрезвычайно глупую молодую учительницу (оказавшуюся к тому же стукачкой и неврастеничкой, что выдавалось в фильме за трепетность и чуткость), товарищи исключили его из комсомола. Руководство школы поддержало инициативу, процитировало Ленина и попеняло Валентину за то, что он считает себя самым умным и красивым (он ничего такого не говорил, но люди догадались).
Шокированный Валентин упал с небес на землю и пополз, хотя был рождён летать. Причём в конце пути он почувствовал мазохистское удовольствие от собственного унижения. Комсомольцы решили: ну вот, теперь совсем другое дело. Наш человек! Валентин стал просветлённым, как Будда, и его приняли обратно в секту, в комсомол то бишь, чтобы он снова познал счастье членских взносов. Хеппи-энд, дай бог каждому.
Помимо традиционных советских странностей (вроде педагогических методов и юношеских нежностей), странно в этом фильме то, что дебютант Лановой - единственный, кому можно верить. Он играет тоньше, интереснее и живее всех остальных, вместе взятых. Даже хочется переместить персонажа в более приличную драматургию. В какую-нибудь пьесу Теннесси Уильямса. Скажем, "Орфей спускается в ад" - вполне подходяще.
Однако фильм был поставлен далеко не по Теннесси Уильямсу, а по пьесе Лии Гераскиной. Пьеса же была основана на реальных событиях (в такой же примерно степени, как "Бесславные ублюдки", то есть в довольно-таки издевательской степени). В сороковые из комсомола исключили Валерия Аграновского - за то, что он подбил одноклассников бойкотировать уроки истории после антисемитского высказывания учительницы. К тому же Аграновский заявил, что она не историчка, а истеричка. Ему пришили неуважение к советской истории и исключили не только из комсомола, но и из школы. Никакого катарсиса, конечно, не последовало, но Лию Гераскину эта история вдохновила.
Прежде чем дело дошло до экранизации, Лановой играл Листовского/Аграновского на сцене. Лия Гераскина за кулисами познакомила юного актёра с юным прототипом - чтобы Лановой как следует усвоил его заносчивость, самоуверенность и порочность. Аграновский был даже польщён и по просьбе Ланового сыграл на рояле. Пьесу о себе он посмотрел с интересом. Узнал много нового.
В одном "Аттестат зрелости" был стопроцентно правдив: Аграновский был красивым юношей, и Лановой соответствовал.
Также см.: Неожиданные кинопоцелуи. Любителям прекрасного: И Бог создал Брижит Бардо.