Так уж исторически сложилось, что всевозможный "нестандарт" в оружии в нашей стране создавался именно в Туле - пока Ижевск занимался сугубо утилитарными вещами, конструкторы ТОЗ и ЦКИБ СОО создавали образцы, которые иногда действительно заставляют задуматься - как такое вообще могло прийти в голову?
В конце шестидесятых-начале семидесятых это особенно хорошо стало заметно. К этому времени сама по себе идея комбинированного промыслового ружья начала постепенно умирать (см. предыдущую статью), даже на всесоюзном совещании 1971 года, где среди прочего обсуждалось и увеличение добычи соболя, на повестке дня отдельным пунктом было поднятие объема производства капканов - а вот о ружьях не было сказано ни слова, промхозы просто-напросто не могли обеспечить промышленности сколько-то серийный заказ на оружие. Что и неудивительно, на самом деле: оружие у промысловика живет долго, отсюда - классический "кризис затаривания рынка". Поэтому дальнейшие разработки ушли в изначально ориентированное на малые объемы ЦКИБ СОО, но вот результат их достоин упоминания разве что в качестве казусов.
Новые веяния моды здесь хорошо чувствовали - классическая "комбинашка" переломного типа показалась конструкторскому коллективу во главе с Адольфом Татариновым слишком архаичной. Поэтому в новых комбинированных ружьях смешали не только калибры, но и системы - "первая ласточка", МЦ 27, представляла собой смесь болтовой винтовки и газоотводного полуавтомата с гладким стволом, причем еще и с коробчатым магазином (!).
Верхний ствол "кормился" патронами 9х53R, разработанными небезызвестным М.Блюмом на основе старой доброй "мосинской" гильзы, дульце которой развальцовывалось под больший калибр. Нижний ствол - двадцатого калибра.
Честно говоря, трудно понять, что могло подвигнуть на создание этого ружья человека, который сам с охотой был знаком не понаслышке с самого детства. Несмотря на все ухищрения, вес ружья лишь чуть-чуть удалось снизить относительно четырехкилограммовой планки, что на ходовой охоте практически ставило крест. Стоила ли того возможность несколько раз подряд выстрелить дробью? Особенно с учетом того, что при таком нарезном калибре, с которым ходят на крупного зверя, гладкий как раз становился "довеском" для попутной птицы.
Но на этом коллектив ЦКИБ СОО не остановился. Мысли конструкторов группы Березина, похоже, пошли в том же направлении, что и у автора - если крупнокалиберному нарезному стволу полуавтоматический "довесок" не нужен, то... То нужно создать МЦ 28 с аналогичной конструкцией "гладкой" части и полуавтоматом же калибра 5,6 мм сверху. Да, малый калибр позволил и верхний ствол оснастить собственным магазином роторного типа, установленным сверху-слева ружья.
При проектировании "двойной самозарядки" была проделана серьезная работа. Заставить подобное оружие легко и безпроблемно разбираться, не говоря уже о банальном компоновании двух магазинов в ограниченном пространстве - та еще задача. Но ружье в итоге стало даже тяжелее МЦ 27 (3,9 кг против 3,8), и вновь каких-либо перспектив производства у него не было - даже просто в металле существует, похоже, только один экземпляр.
Но и на этом фантазия ЦКИБовцев не остановилась. Ружье МЦ 29 и его дальнейшее развитие - МЦ29-03, унифицированное с дробовым "болтовиком" МЦ-20 по многим узлам "гладкой" части, уже лишили "гладкой" автоматики, пытаясь дать ему хоть сколько-то приемлемые массогабаритные характеристики. В результате получился гибрид болтового однозарядного дробовика 32 (МЦ 29) или 20 (МЦ 29-3) калибра (верхний ствол) с полуавтоматическим восьмизарядным карабином под .22 LR (нижний ствол).
Даже стволы не стали уравнивать по длине, как это обычно делается у комбинированных ружей: на первый взгляд высовывающийся из цевья конец 450-миллиметрового нарезного стволика даже незаметен, ружье больше похоже на обычный карабин. В результате массу ружья удалось довести до 2,9 кг, трехкилограммовую планку оно переваливало только с установленным оптическим прицелом. Хотя и здесь не обошлось без конструкторских "изысков" - магазин разместили в прикладе, ручка затвора и выброс гильз были внизу ствольной коробки. Но, как бы то ни было, из всех разработок ЦКИБ СОО на эту тему ружье МЦ 29 было хоть как-то близко к реальной жизни.
Однако именно расчет на малые объемы производства тему в итоге и убил - малосерийный выпуск сделал бы даже МЦ 29-03, несмотря на унификацию с уже выпускающимися образцами оружия, чрезмерно дорогим.
Уже в наше время (начало двухтысячных) Тула вернулась к теме комбинированного ружья, и вновь "нестандартно". На модели ТОЗ-112 вновь объединили однозарядный гладкий ствол 20 калибра с нарезным полуавтоматом .22 LR. Причем перезарядка гладкого нижнего ствола велась с помощью перелома ствольного блока, что сделало "гладкую" половину ружья еще проще (а само ружье в итоге - еще страннее).
Любопытно, что курок здесь был общим на оба ствола, с двойным взводом: на боевой взвод он ставился и после перелома ствольного блока, и после каждого выстрела из нарезного ствола во время отката затвора.
Впрочем, результат все равно был ожидаемым: ружье, презентованное с громкими словами наподобие "такого удобного и необходимого сочетания стволов с наличием самозарядного механизма перезаряжания нарезного ствола не имеет ни один зарубежный образец в мире", так и осталось по сути штучным.