Очерки моих наблюдений.
Не буду писать о том, как возникла и развивалась церковная вышивка, об этом возможно достаточно писали и пишут, говорили и говорят.
Напишу о подходе и подготовке к такому нелёгкому труду.
Для кого-то церковная вышивка - это вид декоративно-прикладного искусства, для кого-то вид рукоделия, для кого-то послушание.
Несомненно, церковная вышивка ручной работы- это церковное искусство, которое не должно быть в забвении.
Церковная вышивка- это ещё и духовный труд, в чём я сама убедилась, когда стала изучать её, когда пыталась научиться вышить мелкими стежочками образ херувима, образ Божий Матери.
Нельзя подходить к такому делу, не подготовившись духовно!
Нельзя быть полностью обмирщённым человеком, чтобы заниматься церковной вышивкой!
Некоторые мастера проводят мастер-классы, набирая на занятия всех желающих подряд без разбора.
Набирают обучать всех, а потом пытаются их воцерковить, объясняя им, невоцековлённым, что нужно ходить на службы в храм, что нужно причащаться и как можно чаще...
Не хочу таковых обидеть.
Нельзя так делать. Нельзя человека насильно воцерковлять. Нельзя в его голову вдалбливать, что нужно ходить в храм.
Пусть человек сам по зову сердца идёт в храм и воцерковляется, участвует в церковных таинствах, задумывается о своей жизни. А уж потом пусть сам решает: заниматься ему церковной вышивкой или нет, ведь принуждать и обязывать вышивать- тоже не хорошо.
Что требуется от желающих заняться церковной вышивкой? Помимо желания и усидчивости нужна именно духовная подготовка! Потому что враг рода человеческого, видя как человек пытается заняться благим делом, а это благое дело, ходит как рыкающий лев и всячески хочет помешать благому начинанию.
Несомненно, к такому благому делу лучше не приступать без молитвенного обращения к Богу, Божией Матери, ангелам и святым угодникам.
Ах как же бедной человеческой душе воззвать к помощи Божией, если сам человек не имеет никакого отношения к церкви? Если в голове у него куча суеверия?
Конечно, для таковых церковная вышивка не будет духовным трудом.
Вот и получается, что когда у неподготовленного духовно в этом деле есть успех, чисто технический или технологический, появляется гордость собой и хвастовство своими достижениями.
А если у кого и нет успехов даже на начальном этапе, то на лицо уныние и слёзы.
Слёзы горестные и хвастовство, кои мне приходилось наблюдать, - это две крайности, которые нельзя допускать.
А потому что, когда человек, подготовленный духовно, помолясь, приступает к благому делу, у него нет ни уныния, ни горделивости, а есть полное спокойствие, упование на помощь Божию и смирение перед Богом, смирение в том, что без Бога он ничего хорошего не сделает.
И ещё немаловажный момент. Многие считают, что прежде чем заниматься церковной вышивкой, нужно иметь хоть какой-то опыт в рукоделии. Таковые могут заявлять с гордостью и кичливостью, что они вышивали ранее крестиком! Да хоть ноликом! Вышивка крестиком никоим образом не может быть предрасположенностью к церковной вышивке, потому что таким выдом рукоделия могут заниматься все, кому не лень, и христиане, и нехристи.
А потом, как же человеку невоцерковлёному вышивать буковки тропарей, если знать- не знает и не понимает он языка церковнославянского? Ситуация смешная и абсурдная.
Те, кто не держал в руках Евангелие, кто не знаком с богослужебными текстами, например: с канонами, знать-не знают, что за лоза такая истинная, что за хлеб такой животный, что за жатва такая Христова, что за жезл такой Ааронов процветший! А между тем, богослужебные тексты не из воздуха взяты, в них высшее богословие!
Орнаментика церковная тоже не сама по себе возникла. Для человека светского это может быть узорочье, художество, мастерство. А для христианина- возведение ума к Всевышнему, к Божией Матери, к ангелам, к святым угодникам.
Спасибо, что дочитали.