Александр Сергеевич Пушкин с раннего детства интересовался книгами. Как вспоминали его друзья, он читал постоянно, взахлёб и практически всё, что попадалось ему на глаза. Мало того, поэт читал деятельно и творчески, подчеркивая некоторые фразы или делая заметки на полях, — некоторые из этих заметок описаны в недавно оцифрованной «Библиотеке А. С. Пушкина» Бориса Модзалевского.
Далеко не все книги из тех, о которых пишут современники поэта в воспоминаниях или он сам в своих письмах, попали в опись Модзалевского. К примеру, неизвестна судьба «Полного собрания законов» в 45 томах, которое поэту пожаловал император Николай I, или 35 томов знаменитой французской «Энциклопедии», которую Пушкин забрал у Ивана Великопольского в качестве карточного выигрыша.
Модзалевский получил в распоряжение для работы над описью 4 тысячи томов из пушкинской библиотеки, и многие из них, как он писал, были в плачевном состоянии: в пятнах сырости, следах мышиных зубов. Есть версия, что книги после смерти поэта долгое время хранились в подвалах Конногвардейского полка, которым командовал новый муж Натальи Гончаровой. Потом их перевезли в село Ивановское, а в начале 20 века сын поэта доставил книги в столицу, где продал Императорской академии наук. Сейчас библиотека хранится в Пушкинском доме.
Пушкин покупал книги, подчас вступая для этого в долгую переписку, общался с некой «тайной канцелярией», чтобы выкупить чрезвычайно редкое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» 1790 года — по приказу Екатерины II весь этот тираж был уничтожен и сохранились лишь 13 книг, одна из которых была куплена Пушкиным за 200 рублей. Поэт даже в гостях у тёщи находил что-то интересное:
В 1833 г., попав в Ярополец, к своей тёще, он с восторгом пишет жене: «Я нашёл в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с вареньем и наливками. Таким образом набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».
— сообщает Михаил Куфаев в «Альманахе библиофила». Чтобы достать книги, которые были запрещены в России, Пушкин дружил с влиятельными персонами: дочь генерала Кутузова, Елизавета Хитрово, познакомила поэта с графом Фикельманом, и тот на правах дипломатического представителя привёз Пушкину запрещённого Гейне.
Пушкин коллекционировал самые разные книги, не задавая себе тематические или языковые рамки: в его библиотеке есть книги и по истории литературы, и по медицине, и даже народные лечебники. Однако есть род книг, за которыми Пушкин по-настоящему охотился: это книги с автографами. Многие знаменитые люди подписывали для него свои книги, и так же поступал он сам. Однако Михаил Куфаев в «Альманахе библиофила» доказывает, что Пушкин и сам специально искал тома с подписями.
Примечательно, что в пушкинской библиотеке почти нет книг самого Пушкина. Возможно, причина в том, что у поэта не было достаточно денег, чтобы выкупить нужное количество томов на подарки, а свои собственные экземпляры он раздавал. Или — по другой версии — книги Пушкина разобрали после его смерти «на память» друзья и родственники.
Рассказ о Пушкине как об увлечённом любителе и коллекционере книг был напечатан в «Альманахе библиофила» за 1929 год. Этот альманах оцифрован и выложен в открытый доступ в рамках программы оцифровки старинных книг Российской государственной библиотеки.