Мало в истории личностей, которым посвящено столько литературных произведений, научных исследований, произведений искусств, как Жанне д'Арк. Жанна д'Арк, Орлеанская дева, национальная героиня Франции, канонизированная святая, - это имя знакомо всем. Все про нее читали, смотрели фильмы, рассматривали ее изображения на картинах. Но вот что удивительно - как выглядела Жанна д'Арк в действительности не знает никто. Словесные описания героини в исторических хрониках, да, имеются. Но не существует ни одного живописного пожизненного портрета Жанны. Все, что мы видим на картинах, просто фантазии художников. Каждый представляет ее по своему.
Французский художник Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) изобразил Жанну д'Арк вот такой
На картине Жюля Бастьен-Лепажа, написанной в 1879 году, Жанна изображена не героиней. Еще не совершены подвиги, прославившие ее в веках, еще не состоялась встреча с французским дофином, с ее помощью ставшим Карлом VII, еще тысячи французов не встали под ее знамя.
Жанна изображена молодой девушкой возле своего дома в в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии.
Традиционной датой рождения Жанны считается 1412 год. Но, как и многое в истории, эта дата считается спорной. Например, в декрете папы Пия X о канонизации Жанны д'Арк указывается дата рождения - 6 января 1409 года.
Так же нет однозначных данных о ее родителях. Кто-то считают, что родилась Жанна в семье крестьян, кто-то утверждает, что родители были обедневшими дворянами. А в некоторые материалах имеются совсем уж фантастические предположения, что Жанна была незаконнорожденной дочерью Изабеллы Баварской, отданной на воспитание в семью д'Арков. Ныне всей правды никто не узнает. Да это не так уж и важно.
О детстве, проведенном в Домреми, известно из показаний её самой, сделанных во время Руанского процесса, а также из протоколов допроса свидетелей во время Процесса Реабилитации. У нее было вполне типичное детство деревенской девочки той поры. Ходить в школу девочке не полагалось, с юных лет её готовили к будущей роли жены и матери.
Жанетта (так ее звали дома) училась прясть лен и шерсть, шить одежду. Кроме того, она пасла деревенское стадо, когда к тому была её очередь, работала в огороде и в поле, полола, рыхлила землю, ходила за плугом, ворошила сено.
Жанна была очень религиозной (друзья порой даже поддразнивали её за это). Первые уроки религии Жанна получила от матери.
Вроде бы ничто в детстве не предвещало ее будущей судьбы. И вот в 13 лет что-то перевернулось в жизни девочки. Ее стали преследовать голоса архангела Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты. А затем они стали являться ей в видениях.
На картине Жюля Бастьен-Лепажа святые изображены за Жанной. Они воздушны и прозрачны. Художник подчеркивает этим то, что святые не принадлежат земному миру. Жанна не смотрит на них. Для нее важен лишь их голос, то, что они ей говорят. А говорят они ей странные вещи - именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать английских захватчиков из королевства.
В самой же Жанне нет ничего потустороннего.
Крепкая, земная, немного тяжеловесная, трудолюбивая девушка в крестьянском платье. Единственное, что выпадает из общей картины, ее глаза. Голубые, бездонные, направленные в даль. И поднятая рука, как бы предвещающая ее полет в вечность.
Картина была представлена публике на Парижском салоне 1880 года. Именно там ее увидел русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Картина поразила его. Он часами простаивал перед полотном и писал родным в письме из Франции: «…Глаза Жанны действительно видят что-то таинственное перед собой. Они светло-голубые, ясные и тихие. Вся фигура, еще не сложившаяся, полна грации, простой, но прекрасной, она как будто самим Богом отмечена на что-то высокое… Словом, где ни ходишь, а к ней вернешься».
Интересно то, сам Жюль Бастьен-Лепаж был родом из похожей деревеньки в Лотарингии. И дом с картины - это дом его детства.
Настоящее соединение прошлого и настоящего. Как бы намек на то, что без Жанны д'Арк не было бы и его дома. Ведь Орлеанская дева, бесспорно, была спасительницей Франции.