Найти в Дзене
Я так вижу

Как исчез Комендантский аэродром - место,где родилась русская авиация?

Приморский район считается одним из самых лучших и престижных спальных районов Санкт-Петербурга. В этом районе строятся новые жилые комплексы, открываются станции метро, появляются концертные площадки и т.д.

Однако в начале XX века большая часть Приморского района была занята Комендантским аэродромом, который располагался между Коломяжским пр., Парашютной ул., пр. Сизова и Черной речкой.

Почему же он так называется?

В начале XVIII века в этом районе находилась дача коменданта Петропавловской крепости (Комендантская дача), а прилегавшее к ней поле называлось Комендантским. Местность стала знаменита еще в XIX веке - именно здесь в 1837 году состоялась трагическая дуэль Пушкина с Дантесом.

Как он возник?

Как и любая другая мощная страна, Россия нуждалась в собственной авиации. В это время уже появляются первые "умы" и пионеры авиации, а начавшийся в начале XX века промышленных подъём в стране очень способствовал формированию русской авиации. В 1908 году создается Императорский всероссийский клуб, куда вошли видные на то время инженеры и авиаторы, которые решили,что Комендантское поле, которое на тот момент занимал ипподром, после перестройки идеально подойдет для аэродрома. И буквально за два года на поле появились ангары, инженерные коммуникации, мастерские и небольшие заводы, а для зрителей появились трибуны.

-2

Первые достижения и трагедии

Комендантский аэродром стал отправной точкой развития русской авиации. Здесь проходило освоение новых аэропланов и воздушной техники; с этого аэродрома пилот Г. В. Пиотровский совершил первый перелет в Кронштадт, авиаторы Л. М. Мациевич и М. Н. Ефимов осуществили первые ночные полеты, а осенью 1911 авиатор Е. В. Руднев и механик С. Плотников совершили перелет в Гатчину.

В 1910 году здесь прошел Первый праздник воздухоплавания, который закончился большой трагедией. Пилот Лев Мациевич, не пристегнувшись ремнем безопасности, выпал из кабины аэроплана в результате чего погиб. Это была очень значимая потеря для страны и по свидетельствам того времени его хоронили с большими почестями, а также была установлена памятная плита на месте гибели пилота.

Памятник находится в сквере на Аэродромной улице
Памятник находится в сквере на Аэродромной улице

На этом трагедии не закончились и в следующем 1911 году на аэродроме погибли пилоты Ф.Флежьер и В.Смит. Под большим впечатлением от таких потерь Глеб Котельников создает первый парашют РК-1, который был успешно протестирован и введен в пользование.

Авиация помогала и гражданской жизни, отправляя с аэропланами почту в Москву. Известен и тот факт, что в 1913 году на поле тестировали сельскохозяйственную технику, тракторы после чего вводили их в массовое производство.

В мае 1912 года на территории аэродрома открылась школа авиации Всероссийского аэроклуба, которая готовила пилотов, конструкторов, инженеров и механиков. С началом Первой Мировой войны аэродром стал военным и профессиональные кадры были на нем были невероятно нужны.

Николай II на Комендантском аэродроме
Николай II на Комендантском аэродроме

Комендантский аэродром в СССР

После революции аэродром использовался по назначению, здесь по-прежнему проводили испытания своих новых изобретений Л.Е.Гаккель, И.И.Сикорский; здесь же тестировали легенд русской авиации: многомоторные аэропланы "Русский витязь" и "Илья Муромец".

-5

С Комендантского аэродрома начали свой путь выдающийся конструктор С. В. Ильюшин, который впоследствии и сам пилотировал самолеты, а также Н. Поликарпов, который в 1930-х годах испытывал на этом поле самолеты серии "И".

Аэродром не мог не участвовать в трагических событиях Ленинграда. Так, в 1921 году, когда произошел мятеж в Кронштадте, именно с этого аэродрома самолеты вылетали на его подавление. В самую печальную страницу истории Ленинграда - блокаду, Комендантский аэродром был самым важным пунктом, ведь на его поле садились самолеты, которые доставляли продовольствие в окруженный город. И эти же самолеты эвакуировали ленинградцев на Большую землю.

Прогресс не останавливался ни на минуту - создав в 1930-е годы военно-теоретическую школу ВВС РКК, на аэродроме стали испытывать технику для ВВС СССР, а позднее и первые советские ракеты. После окончания Великой Отечественной войны, до 1959 года, на аэродроме размещались службы академии им. А.Ф. Можайского и Военной академии связи.

С 1963 года с Комендантского аэродрома полеты уже не производились. Местность постепенно заболачивалась, постройки приходили в негодность, ветшали и разрушались. Спустя 10 лет здесь стали появляться первые жилые дома, так как проблема расселения коммунальных квартир стояла очень остро, а огромная территория бывшего уже аэродрома подходила идеально. Вид на Приморский район

Память об аэродроме сохранена в названиях улиц - Аэродромная, Парашютная, проспектов - Авиаконструкторов, Испытателей. В память об истоках российской авиации в августе 2018 года в сквере им. Генерала Селезнева установили монумент «Первым летчикам России, героическим авиаторам Комендантского аэродрома».

-6

Подписывайте на канал и следите за выходом новых статей!Готовятся к выходу:

Утраченные аэропорты России;

Исчезнувшие заводы Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на группу Вконтакте!