Чувствую, старею. Недавно перепутал две даты – 19 и 24 мая. День рождения пионерии и День славянской письменности. Похоже, действительно стал забывать, как 19 мая в красном галстуке и на троллейбусе ездил бесплатно, и в кино в этот день на детские сеансы бесплатно ходил.
А вот церковь с её церковно-славянской письменностью, наоборот, обходил стороной. Знал, если кто-то из школы меня пусть даже случайно у церкви застанет, - всё. Исключат из пионеров. С позором!
Пионерам полагалось с религией воевать. Тех, кого, по нашему мнению, церковники к себе приманивали, следовало убеждать не поддаваться на эту самую религиозную пропаганду.
Может, потому день 19 мая мне крепко запомнился из-за одного случая, связанного как раз с церковью.
Дело было в начале семидесятых. Мне - лет десять. Вместе с ребятами из класса сходил на дневной сеанс в кинотеатр «Урал». Был в Оренбурге такой маленький кинозал на улице Чкалова неподалёку от единственного в городе на тот момент действующего Никольского храма. Смотрел бесплатно фильм «Огоньки» про первых пионеров, которые воевали с кулаками и священниками. Проникся, помню, каким-то прямо-таки презрением к церкви.
А домой шёл как раз мимо Никольской церкви. С красным галстуком на белой рубашке, довольный, гордый. У церковной ограды старушки о чем-то тихонько переговаривались. Какая-то, глядя на меня, перекрестилась.
И так это меня задело, что стал я тихих старушек громко заподначивать. Дескать, что вы тут молитесь, бабки, когда бога-то и нет. И вообще, нечего тут людей обманывать, сбивать с верной дороги своими молитвами.
Старушки на меня зашикали. И в идеологический спор вступать не хотят, чтоб не привлекать к себе внимание. И, видно, обидно им. Говорят: «Маленький ты еще, глупый, ничего не понимаешь».
«Это я-то маленький?! Да я уже пионер! И поумнее вас буду. И если ваш бог есть, то докажите! Ну, вот помолитесь, чтобы сейчас снег пошел. Ну, вот пойдет снег, тогда я вам и поверю! Нет снега? Ну, то-то!»
И довольный, счастливый, пошел от злящихся на меня бабок, срывая по пути с деревьев зеленые листочки.
Правда, день тогда был прохладный. Холодный был день. Тучи низкие, вот-вот дождь пойдет.
И не успел я дойти до своей школы на улице Туркестанской, как стало накрапывать. Я пошел быстрее, и дождь стал бить сильнее большими холодными каплями.
А потом смотрю я перед собой, и глазам не верю: вместо дождя – снег, мелкий, мокрый, прямо на зеленые деревья.
Представляете, как я тогда испугался!
А вы говорите, я не помню, как день пионерской организации 19 мая праздновали…