Всё "прогрессивное" человечество, с одной стороны с замиранием сердца и благоговением следит за "успехами" технического гения американского предпринимателя Илона Маска в области освоения космического пространства, а с другой стороны с неменьшим рвением потешается над российской космической программой, использующей для пилотируемых полетов семейство кораблей "Союз" вот уже более 50 лет.
Пожалуй не будем сейчас останавливаться на деятельности компании SpaceX - детище иконы западного хайтека, её успехах, провалах и перспективах. Данная тема достойна отдельного материала.
Что же касается отечественной пилотируемой космической программы, истина, как обычно это бывает, лежит где-то посередине - между ура-патриотичными и всепропальщескими полюсами. С одной стороны глупо отрицать, что первый полет "Союз" совершил аж в 1967 году - и это так давно, что дает справедливый повод для насмешек. А с другой стороны, глупо отрицать, что каждый новый корабль был чуточку, но современней и совершенней своих предшественников. В этом, кстати, преимущество одноразовых космических аппаратов - инновации можно внедрять быстро, на каждом новом экземпляре. Да и наших китайских партнеров при создании своих " Шэньчжоу" ничуть не смутило полное копирование "древних" советских "Союзов", и почему-то в определенных кругах усмешек это не вызывает.
Однако, всему рано или поздно приходит конец. В конце концов исчерпанный ресурс модернизации и моральное устаревание "Союзов" не оставляет шансов "Роскосмосу" на возможность уклониться от создания пилотируемых космических кораблей нового поколения.
Работы по этой программе были начаты в далеком 2009 году под названием "ПТК НП", позже в 2016 переименованной в "Федерацию" (видимо, это название должно было символизировать преемственность от советского "Союза"). С 2019 года еще не созданный корабль имеет уже третье название - "Орёл" (есть ли у этого названия глубокий смысл или символизм, для автора загадка). Планы изначально масштабные - техническое задание предусматривает увеличение экипажа до 6 человек, полеты не только на околоземную орбиту, но и к Луне или Марсу. Помимо доставки человека в космическое пространство, предполагается использовать "Орёл" и как грузовой корабль - на замену "Прогрессу".
Степень готовности проекта достоверно не известна, но по озвученным планам первый летный образец должен быть готов в 2020 году для использования на парашютных испытаниях, перерастающих в летные в 2023. Автоматический беспилотный полет запланирован на 2024 год, а пилотируемый на 2025. Если план-график будет выдержан без сдвигов вправо, на создание многоразового космического корабля "Роскосмосу" понадобится 16 лет - что не так уж и много. Однако, опыт реализации подобных высокотехнологических программ в России в последние десятилетия (ПАК ФА, МС-21, ПД-14, газотурбинные двигатели и т.п.) указывает на возможные задержки и проволочки.
Всё же стоит пожелать удачи конструкторам и инженерам - пора делать широкий шаг в развитии российской космонавтики, в противном случае легко оказаться в роли догоняющих, сменить которую будет уже невозможно.
Подписывайтесь на канал! Жмахайте палец вверх!
Так же читайте на канале:
Культ-карго. О дикарях и не только.
Модель ракетного крейсера "Москва" 1/350.
Оставляйте свои комментарии.