Дербент встаёт рано. Красный солнечный клубок ещё купается в вспененных волнах Каспия, а улицы уже полны шумом и людьми. Торговцы развешивают и раскладывают товар, а просто прохожие медленно спешат по неотложные делам. Суетиться жителям одного из самых старых городов мира как-то не пристало.
Обильные южные базары приманивают толпы едой самых невероятных расцветок и запахов. Как и в старину, прямо под открытым небом дербентские женщины изготовляют изумительное дагестанское лакомство, пироги чуду с горным сыром, зеленью и мясом.
Если смотреть от стен цитадели, город в этот миг кажется похожим на панно из лоскутов, с яркими заплатами крыш и домов. В пестром узоре словно проявляется глубинная природа этого старинного поселения, да и всего Дагестана. Глобальный человеческий перекресток.
Древнейший город России, один из самых древних и причем живых городов мира, который для нас, россиян, скорее миф, чем реальность. Почти никто здесь не был. Это такая тайна Востока за семью печатями. И несоразмерна историческая значимость и величие Дербента и его известность нашей широкой публике.
Дербент возник больше двух тысяч лет назад, на узкой полоске суши, зажатой между предгорьями Кавказа и Каспием. Как поселение он гораздо, на целые эпохи, старше, но сейчас принято употреблять именно цифру 2000 лет. С древних времен здесь вела единственная сухопутная дорога, объединявшая Восточную Европу и Переднюю Азию. Крепость Нарын-кала исстари была ключом к этому исключительно важному проходу. Её грозные толстые стены уходили глубоко в море, и идти на приступ решались лишь самые отчаянные храбрецы.
Великие народы древности с боем проходили здесь, в поисках лучшей доли. Чаще всего, их воинственные порывы разбивались о крепостные валы, где и по сей день можно обнаружить выбоины от стрел и пуль. Осколки этих цивилизаций рассеивались по местности, уходили в неприступные горы. Они создавали свои родовые селения, предтечу многочисленных будущих народов, населяющих современный Дагестан. Менялись властители и этносы, владевшие городом . Неизменным оставался лишь материал, из которого строились городские дома, дороги и стены.
Дербентский ракушечник - основа строительной индустрии Дербента, во все времена! Именно он сообщает этому городу такой пыльный и слегка усталый цвет охры. Замечательный теплый колорит, который сразу отсылает нас в далекие эпохи Востока.
Дербент можно видеть по-разному. Кто-то ищет долгострой, помойки и заниженные "Приоры". Кто-то чувствует нервную тысячелетнюю дрожь его мостовых и видит силуэт Плутарха, писавшего здесь отрывки из "Жизнеописаний". Или римский профиль Плиния Старшего, подарившего Лете не только блестящие исторические новеллы, но и обстоятельный и художественный трактат рабовладельца. Все эти люди бывали тут. Как и сотни других, оставивших не менее яркий след в истории.
Дербенту, в общем, все равно. Любовь, ненависть, сарказм, глупость. Он в этом мире давно уже константа, и пережил всех своих критиков и хулителей, равно как и восторженных почитателей, вроде нас.
Кажется, что многие городские картинки, за исключением деталей, не менялись последние сто, а то и пятьсот лет. Свидетелями той эпохи стали древние чинары во дворе одной из старейших на земле мечетей - Джума!
Фото Денис Дьяконов