Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Старинная станция". Музей под открытым небом в Куженкино, что интересного здесь можно посмотреть

Оглавление
Панорама музейно-производственного комплекса в Куженкино "Старинная станция", осень 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Панорама музейно-производственного комплекса в Куженкино "Старинная станция", осень 2018г. Фото: Алексей Алексеев

На Бологое-Полоцкой линии станционные здания даже на глухом разъезде посреди лесов и болот были отделаны выразительным декором, украшены шпилем с флюгером и маленькой мансардой. Судя по красоте и эстетичности с которыми они были выполнены, можно сделать вывод какое огромное общественное значение придавалась железнодорожному транспорту в начале ХХ века. Вокзалы на маленьких станциях Бологое-Полоцкой были воплощены в жизнь по замыслу киевского архитектора Станислава Воловского и аттестованы на самый низкий по тем временам только IV класс.

Однако и этого было вполне достаточно для таких отрешённых станций на этой сугубо стратегической линии, построенных в 1906 году в самой глуши Тверской и Псковской губерний. Там появилось всё то лучшее, что только могла дать людям цивилизация тех лет: почта, телеграф, буфет, раздельный зал ожидания для пассажиров I-II и III класса, дамская уборная с ватерклозетом, багажное отделение.

Типовой для Бологое-Полоцкой линии деревянный вокзал IV класса на станции Великополье, дореволюционное фото
Типовой для Бологое-Полоцкой линии деревянный вокзал IV класса на станции Великополье, дореволюционное фото

Великая Отечественная война 1941-1945гг. не пощадив никого и ничего, унесла с собой в небытие большинство таких вокзалов на этой линии. Сегодня на участке от Бологое до Великих Лук сохранилось только три подобных деревянных вокзала: Куженкино, Баталино и Скворцово.

Так погибали в огне войны вокзалы на Бологое-Полоцкой линии. Станция Дретунь после авианалёта Люфтваффе. Фото: фотогалерея паровоза ИС
Так погибали в огне войны вокзалы на Бологое-Полоцкой линии. Станция Дретунь после авианалёта Люфтваффе. Фото: фотогалерея паровоза ИС

На станции Куженкино лучше всего сохранился не только деревянный вокзал, но и практически целый ряд пристанционных служебных построек. Службой гражданских сооружений (НГЧ из ржевской дистанции пути) все постройки были приведены в полный порядок согласно чертежам из альбомов о постройке линии Бологое-Полоцк.

-4

Сегодня здесь создан музейно-производственный комплекс "Старинная станция". Сейчас мы на него с вами вместе и посмотрим.

Вокзал IV класса

"К тем же самым теремкам, в тоже самое время подходит утренний поезд спустя эпохи. Какое удивительное вокзальное зодчество встречает его, но право чем ни какая-нибудь дача Шаляпина или депутата Первой государственной думы?"
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Куженкино - наиболее вероятное происхождение названия от устаревшего (угрофинского) слова «куженя», «кужеля» (маленький медвежонок), часто встречается в русских фамилиях в Сибири (данные из Википедии).

Вокзал - несомненно самый важный и притягательный взгляду объект, чинно выделяющейся из всего комплекса станционных построек. Высокие вокзальные окна, выносные стропила под кровлей, выразительные фронтоны, шпиль с флюгером, фигурные печные трубы и мансарда - типичные элементы классического русского модерна. Давайте же обойдём его со всех сторон и посмотрим на него сначала с пассажирской платформы.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Затем с торца здания.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Обойдём вокруг и взглянем на него теперь с тыльной стороны.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На каждом объекте имеется вот такой штрихкод, приложив к которому сканер со смартфона можно перейти по ссылке с описанием объекта. Правда огорчает одно - с интернетом в Куженкино не очень. Пробовал заходить здесь в сеть и через оператора Мегафон и МТС. Ловит интернет местами и волнообразно, то показывает 3G, а то и вовсе горит только "Е" edge.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Перед входом в зал ожидания со стороны пассажирской платформы на здании вокзала есть специальное место для станционного колокола. Его подвешивают только по субботам, когда сюда приходит пригородный из Бологое под паровозом.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Три удара колокола как, в театре, в старину предупреждали чтобы не опоздать на посадку пассажиров об отправления поезда.

Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов

Зал ожидания

"А зал ожидания, сколько страстей, судеб человеческих свершилось в этих казённых стенах..."
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Как я уже и говорил на станциях Бологое-Полоцкой линии с вокзалами IV класса залы ожидания были раздельными для пассажиров разных категорий.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

А вот и сами они собственной персоны, солидные и с серьезным выражением лица дамы и господа - пассажиры 1-го и 2-го классов.

Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов

Внутри в зале ожидания в хронологическом порядке размещены тематические стенды, повествующие нам об истории Бологое-Полоцкой линии, начиная с момента проектирования и проложения дороги, и заканчивая послевоенным советским периодом.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Два стенда хочу сказать вам в этом зале ожидания были любезно предоставлены мне Алексеем Борисовичем Вульфовым под экспозицию с моими фото.

-14

Здесь же за стеклом мы увидим билетную кассу, наполненную всяческими атрибутами былых лет: служебные телефоны, керосиновые фонари и лампы, штемпеля, счёты, билетный шкаф, красная фуражка дежурного по станции и прочие.

Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов
Алексей Вульфов в роли кассира на станции Куженкино. Скриншот из кинофильма о жезловке
Алексей Вульфов в роли кассира на станции Куженкино. Скриншот из кинофильма о жезловке

Ещё в 80-х годах прошлого столетия в залах ожиданиях вот на таких маленьких станциях Бологое-Полоцкой линии стояли титаны с кружкой на цепочке, имелись массивные скамьи с прямыми спинками и резными вензелями аббревиатуры того самого могучего ведомства М.П.С. (Министерство путей сообщения), государства в государстве как говорили про него раньше.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов

Здесь я отмечу, что планировка здания за все годы эксплуатации нарушена и ничего общего с интерьером этих вокзалов эпохи Николая II уже не имеет. В будущем на моём канале появится публикация о том, как выглядели внутри вокзалы IV класса Бологое-Полоцкой линии при царе.

Служебные помещения

"В служебном помещении пахнет печью, масляной краской и щами, словно в обжитом доме".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Надпись "Служебный входъ" под окошком иллюминатором. Как вы думаете, а для чего оно было спроектировано вот таким образом. Пишите свои варианты ответов в комментарии. Интересно, найдётся среди вас тот кто правильно ответит на этот вопрос.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов

И второй вопрос, который также остался на моем канале без ответа, после публикации о том как выглядели вокзалы IV класса эпохи Николая II на этой линии: "Для чего служила вот эта башенка-мансарда?"

Варианты ответов в комментариях были, но правильного я так и не услышал. Вопрос настолько же прост, насколько и сложен ответ на него. Предлагаю команде знатоков подумать вам ещё над этой загадкой.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

А мы идём дальше изучать железнодорожную экспозицию под открытым небом.

Фонари освещения и ограждение платформы

Здесь они точь в точь такие же как вы уже могли увидеть на дореволюционном снимке в самом начале публикации. Реставраторы не приукрашивали действительность.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Маршруты для обхода музейных объектов выполнены в виде тропинок, утрамбованных до плотности хорошей садовой дорожки, как гласят дореволюционные правила.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Имеются и вот такие красивые информационные указатели (чтобы не заблудились в трёх соснах как говориться).

Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов

Старинный павильон

А это уже выдумка реставраторов, сделанная для эстетичности и одновременно удобства пассажиров, ожидающих на платформе пригородный поезд на этой станции, сделанный взамен убогой и безликой металлоконструкции со скамейкой в унылых серо-красных корпоративных цветах ОАО "РЖД", которые уже во всю успели понаставить на платформах остановочных пунктов и станций от Бологое до Великих Лук, да и на других дорогах.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Павильон демонстрирует нам также детали декора, применявшегося в отделке зданий на Бологое-Полоцкой линии. Здесь мы видим те же выносные стропила что и на здании вокзала, резной незамысловатый рисунок из досок, который можно увидеть на аналогичных постройках в глуши перегонов. Как например вот этот кусочек, снятый на фасаде сторожевого дома на 71 км дороги.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Он отлично вписался в общую экспозицию комплекса и прекрасно дополнил его. При этом в нём действительно можно укрыться даже от косого дождя пассажирам ожидающим пригородный поезд №6691/6692 (залы ожидания на этой линии за исключением станции Осташков и Соблаго давным давно уже закрыты и не действуют).

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Керосиновый погреб

"Погреб, для хранения керосина и свечей со старинной каменной кладкою. Так прочно и вместе с тем самобытно не стали бы строить сейчас".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Мне он особенно здесь нравится, учитывая то в каком печальном и уже разрушающимся виде я застал здесь его до реставрации.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Фото сделанное до реконструкции.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Водонапорная башня

"Торжественна и красочна словно обелиск, один из символов линии, центр её обихода".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Что находится внутри водонапорных башен на линии Бологое-Полоцк тоже уже публиковалось ранее здесь на моем канале.

Ансамбль из подводящих и разводящих труб, печь для отопления в холодное время года, кирпичные полы выложенные в ёлочку и крутая винтовая лестница ведущая наверх к водяным бакам.

Алексей Вульфов рассказывает об устройстве водонапорной башни. Скриншот из фильма о заповедной дороге
Алексей Вульфов рассказывает об устройстве водонапорной башни. Скриншот из фильма о заповедной дороге

Багажный сарай

Собственно ничего необычного в нём нет, но даже он был выполнен в едином архитектурном вместе с остальными постройками. Взгляните, те же самые выносные стропила под кровлей что и на здании вокзала.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ручной стрелочный перевод с флюгаркой

Здесь он сугубо бутафорский, выполненный как один из элементов экспозиции. Все ручные стрелки демонтировали здесь в 2017г., когда проводили новую ветку на Аэровокзал в Хотилово. Очень жаль, без них станция сильно утратила свой былой старинный шарм и очарование.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ну и об этом устройстве в просторечии у железнодорожников флюгарка или освещаемый указатель стрелочного перевода я уже рассказывал здесь.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ух, как же нелегко перебросить на самом деле рычаг стрелочного перевода, не перекидывая одновременно вместе с ним балансир.

Фото: Тимофей Шутов
Фото: Тимофей Шутов

Гидроколонка

"Паровозная гидроколонка, Бог знает когда поившая последний раз паровоз водой. И в силуэте её и в каждом отдельном завитке милая старомодная причудливость, без которой так скучна теперь железная дорога".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

О том что это за устройства и как при помощи них заправляют паровозы водой можно прочесть в предыдущих моих статьях. Во время 30 минутной стоянки паровоза в субботнем ретро-рейсе можно в живую увидеть процесс экипировки тендера водой из гидроколонки.

Этот снимок я сделал буквально накануне публикации, совершенно случайно оказавшись по работе в ночную смену на маневрах на станции Куженкино. У меня как раз не хватало снимка гидроколонки для этой работы.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Сторожевой дом (дом путевого обходчика)

Пока что он всё ещё находится на стадии реставрации, но уже обрел новые рамы.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ранее он выглядел здесь гораздо менее презентабельным.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Гвоздь программы - настоящий живой паровоз

Без него теперь здесь не обходится ни один субботний выходной и именно он приносит в этот край тот самый дух странствий, наполняя пространство бесконечным стуком колёс, возгласами гудков, запахом горящего угля и атмосферными отсечками пара, так эффектно расходящимися по обе стороны от паровой машины в момент начала движения.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На сегодня на этом всё. Ещё раз благодарю всех за неподдельный интерес к моему каналу и поддержку в трудной ситуации.

"Застывшая старина" тихой сентябрьской ночью на станции Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
"Застывшая старина" тихой сентябрьской ночью на станции Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК