Вторая часть рассказа о посещении города, которого больше нет. Первая часть здесь.
Я не мог поверить, что перед нами не декорации. Несмотря на дикую усталость после двух дней дороги, мой мозг, конечно, всё понимал, однако осознать всё равно не получалось: ещё несколько лет назад на этом самом месте резвились дети, играла музыка и царила атмосфера праздника. А сейчас – лишь тишина и всепоглощающий холод.
Небольшой заброшенный парк аттракционов на окраине города – квинтэссенция ужаса послевоенной разрухи.
В первой части рассказа уже были упомянуты официальные цифры: 3 сотни погибших детей в результате военных действий. Не лишним будет подчеркнуть это ещё раз.
Снаряды не пощадили и святые места. Вот так теперь выглядит местная мечеть – некогда одно из самых посещаемых мест населённого пункта:
На улицах Эз-Забадани очень много мусора. Очевидно, когда нет стен и крыши над головой, вопрос сохранения чистоты отходит на второй план.
Во многих домах по-прежнему орудуют мародёры, хотя найти что-то ценное сейчас уже трудно.
Из большинства домов вынесено всё, представляющее какую-либо ценность. Интерьер внутри обычно выглядит так:
Сирийский флаг на почти полностью разрушенном строении – возможно, как попытка поднять дух патриотизма и символ окончания войны.
Ещё один из немногих функционирующих в черте города магазинов с базовым ассортиментом продуктов:
Сельское хозяйство для многих жителей – единственный способ выжить в текущий момент. Инфраструктуры для данной деятельности нет, поэтому в ход идут подручные средства:
Жительница Эз-Забадани очень удивилась, увидев чужаков:
–Кто вы такие? Зачем вы здесь?
–Мы путешественники из России!
–Откуда-откуда? Да бросьте заливать. Не верю. Покажите паспорта.
Я протянул женщине документ, после чего та восторженно воскликнула: «Ничего себе, действительно – русские! Добро пожаловать к нам!» – и пригласила зайти к себе домой домой на чашку кофе. Были вынуждены отказаться из-за нехватки времени, но прочувствовали на себе: русских здесь очень любят.
Портреты президента страны Башара аль-Ассада украшают опустевшие улицы города
Говоря откровенно, даже спустя почти 2 месяца после поездки в Сирию до сих пор не пришло понимание, как подобное может происходить где-то в нашем мире. И, видимо, понимание это не придёт уже никогда. Безумие.
На стенах большинства домов без труда можно разглядеть последствия длительных бомбардировок.
Посещение почти стёртого с лица земли сирийского города вызвало у нас ни с чем не сравнимые ощущения. Порой хотелось кричать от недоумения: «Да как такое возможно?!», а порой от ужаса голос попросту пропадал. Произошедшее там – это кошмар, а Эз-Забадани – одно из напоминаний всем людям: война – это не выход. Война – это исключительно боль и страдания, война – это разрушенные семьи и дома. Война – это то, чего быть не должно. Нигде и никогда.
Город мы покидали с тяжестью на душе и в легком шоке от увиденного. А водитель добил нас фразой: «It’s nothing», давая тем самым понять: в стране очень много мест, пострадавших ещё сильнее.
Желаю сирийским людям найти в себе силы на восстановление своих жилищ, нейтрализацию последствий человеческой жестокости и сохранение мира. А всем остальным – мудрости ценить то, что у нас есть.