Найти в Дзене
Грибанов Роман

«Ничево!» похожего

Камерный оркестр "Ничево!". Сверху вниз: Игорь Кравчук, Юрий "Пупкин" Князев, Дмитрий Локтионов
Камерный оркестр "Ничево!". Сверху вниз: Игорь Кравчук, Юрий "Пупкин" Князев, Дмитрий Локтионов

В истории Южного Урала было два метеорита. Первый раскололся над Челябинском в 2013 году, заставив заговорить о себе весь мир. Второй огненным росчерком мелькнул по местному музыкальному небосводу в начале 90-х, заставил заговорить о себе весь город, а потом распался. Вот только космический посланец из «газового льда» оставил после себя не только след в небе и на фотоснимках, но и осколки. А камерный оркестр «Ничево!» - лишь память о кратком миге признания, о вспышке удивительного исполнительского мастерства, о дерзком стремлении вывести наконец-то музыкальный Челябинск 90-х на уровень федеральной славы. И ничего… Даже альбома от потрясающей группы не осталось.

На прямой вопрос: «С кем из отечественных или западных рок- или поп-исполнителей можно сравнить челябинский «Ничево!»?» и музыкальные эксперты, и рядовые аудиофилы берут до-о-олгую паузу. И раздражаются, когда начинаешь пытаться помочь наводящими вопросами. Pink Floyd? Нет, конечно. Talking Heads? Нет-нет… Kansas? Yes? Genesis? Ну-у-у, что-то есть, но нет. Tangerine Dream? Да… Нет-нет-нет! Всеми забытый столичный «Аттракцион»? Тьфу на вас!

Уважаемые читатели, никогда не слышавшие записей камерного оркестра «Ничево» и не бывавшие на их легендарных шоу (именно так: не выступлениях, а ШОУ). Я реально расписываюсь в собственном бессилии рассказать вам о том, в каком стиле играла челябинская команда и на кого она была похожа. В голову лезут только какие-то громоздкие словесные конструкции типа симфо-арт-прогрессив-рок… Да-нет (так полярно могут выразить эмоции только русские)! Просто «Ничево!» ни на кого не был похож.

Основатель группы Дмитрий Локтионов
Основатель группы Дмитрий Локтионов

НИ

История группы начинается со встречи трех челябинских музыкантов, ранее игравших в составе ансамбля «Паноптикум», с гитаристом из другого челябинского ансамбля -«Анаид». Творческая троица – это Дмитрий Локтионов, Юрий Потапчук и Юрий Князев, талантливый гитарист – Игорь Кравчук.

- Играть на гитаре я научился в армии, - вспоминает Кравчук. – Во время службы меня отправили в командировку в Заполярье, было много свободного времени, и мне попался в руки учебник Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», которую я за три месяца командировки освоил. Потом в клубе воинской части брал уроки игры на гитаре у сослуживца-цыгана. И на дембель ушел уже подкованным музыкантом (смеется). В Челябинске на базе «Вторчермета» с ребятами из школы № 26 организовали группу «Анаид», и здесь я уже фактически профессионально занялся музыкой. Ездили с концертами по области, даже по Союзу, выигрывали всевозможные конкурсы типа «Юность комсомольская моя», а главное – репетировали каждый день с 9 утра до вечера. И когда моих одногруппников в свою очередь забрали в армию, я познакомился с парнями из «Паноптикума», они уже тогда назывались камерным оркестром «Ничево!» и базировались в ДК «Автомобилист». Пришел к ним на репетицию и влился в состав. Цели мы сразу же ставили максимально амбициозные – получить известность на всю страну.

Игорь Кравчук на съемках клипа "Прощание с романсом"
Игорь Кравчук на съемках клипа "Прощание с романсом"

Но начало трио «Ничево!» с Челябинска. Экс-вокалист «Паноптикума» Юрий Потапчук взял на себя функцию администратора. Дмитрий Локтионов играл на клавишных и приносил в ансамбль музыкальные идеи, которые потом коллективно превращались в мелодии и аранжировки. Кравчук играл на гитаре. Юрий Князев сочинял стихи (именно стихи, а не тексты), пел и отвечал на сценическую подачу. А она была на высочайшем уровне. На фестивале «Мечел-90», проходившем во дворце спорта «Юность», вместе с трио музыкантов вышло еще и человек 15 группы пантомимы. Среди которых выделялся нынешний режиссер Челябинского Камерного театра Олег Хапов.

- Пантомима с «Ничево!» была чистой импровизацией, – вспоминает Хапов. – Конечно, предварительно мы с группой актеров придумывали под каждую песню какую-то драматическую историю, создавали себе образы, но само действие рождалось непосредственно на сцене. И не повторялось никогда, я же говорю – импровизация.

Мимы во главе с Валерием Юганом раскрашивали себе лица, выходили на сцену в полной темноте, синхронно подсвечивая себе путь мощными карманными фонариками и яркими факелами. Локтионов во фраке за клавишами, куда забивались также партии баса и ударных, казался каким-то пришедшим из прошлого Амадеусом (как раз вышел фильм Милоша Формана). И над всем этим возвышалась почти двухметровая фигура Кравчука с шикарнейшим хаером до лопаток, дававшего на гитаре такого жару, что первые три ряда в зале просто сносило с мест. Музыка было сложнейшая, но игралась настолько качественно и профессионально, что симфо-арт-прогрессив-рок челябинского коллектива заставлял вздрагивать от восторга любого гопника. Выступавшая вместе с «Ничево» на «Мечеле-90» московская «Бригада С» реально казалось жалкой по сравнению с фирмачами из ДК «Автомобилист».

Мим из "Ничево!"
Мим из "Ничево!"

Челябинск пал к ногам Локтионова и Ко мгновенно, а «Ничево!» продолжили покорение мира с проведения серии концертов… по селам Челябинской области. Это не вздор, коллективу позарез требовался опыт постоянных выступлений перед любой аудиторией. И Юрий Потапчук каким-то хитрым способом уговорил представителей местной филармонии помочь группе организовать большой гастрольный тур по региону.

- Филармония выделила нам «пазик» - древний, ржавый, с дырами в полу, - вспоминает Потапчук. – В тур по деревням мы поехали зимой, в лютый холод. Вечером – концерт, ночью – переезд по какому-нибудь степному и ветреному Кизильскому району, если не выпьешь водки – отдохнуть и подремать вообще невозможно, сквозняк под кожу залезает. Однажды ночью закемаривший водитель завалил наш автобус в заснеженный кювет. И поняв, что случилась беда, испугался, выскочил из машины и убежал! В полуночной тьме мы с Локтионовым 10 километров шли по шоссе по дикому морозу и ветру, ориентируясь на далекие огоньки, надеясь, что в ближайшей деревне нам удастся разыскать трактор с буксиром. Оставшиеся в сугробе на обочине музыканты и мимы жгли найденный в салоне автобуса картон, чтобы хоть как-то согреться.

ВО!

Наевшись местной славы, «Ничево!» отправляется-таки в Москву. Юрий Потапчук знакомится с редактором фирмы «Мелодия» Юрием Потеенко (сейчас он популярный композитор телесериалов), ставит ему демо-запись и… получает положительный ответ: «Будем и писать, и выпускать, такой материал не стыдно представлять на всю страну». После «Ариэля» это был второй опыт работы челябинского коллектива на именитой всесоюзной фирме грамзаписи. Огромная удача – с «Ничево!» соглашается работать один из самых авторитетных звукорежиссеров СССР Виктор Глазков, суперпрофессионал, кроме официальной эстрады писавший уже и рокеров - «Странные игры», «Аквариум», «Алису». При этом, как рассказывают челябинцы, гранд-мастер оказался отличным парнем, сумевшим создать для провинциальных музыкантов в студии идеальную теплую атмосферу творчества. Программа из 10 песен под рабочим названием «Мой ангел» была записана, подходит время нарезать виниловый тираж… И тут случился первый провал «Ничево!» - конфликт между лидером ансамбля Дмитрием Локтионовым и вокалистом-текстовиком Юрием Князевым. В экстренном порядке группа фрахтует нового певца – им стал Виктор Барсов, в течение месяца Локтионов и Кравчук ломают его задорный хардово-комсомольский голос под правильный арт-рок (не надо орать, Витя, пой!).

Терпеливый Глазков записывает новые вокальные партии на уже имеющуюся инструментальную фонограмму и приступает к сведению и мастерингу. Потапчук находит спонсоров для выпуска диска.

В студии "Мелодии" с Виктором Глазковым
В студии "Мелодии" с Виктором Глазковым

- Готовясь к выходу нашего первого винила, мы даже дизайн пластинки успели придумать, - рассказывает Дмитрий Локтионов. – Такая арт-хаусная обложка получалась: полуобнаженная женщина изображена в виде виолончели, и на ней человек играет смычком. Никакой компьютерной графики, все руками рисовалось, красиво и эротично. Уже и полиграфия была заказана, мы считали дни до появления диска.

И тут случился августовский путч 1991 года, в котором генеральный директор «Мелодии» Валерий Сухорадо открыто поддержал своего старого товарища – лидера ГКЧП Геннадия Янаева. Через пару дней, когда путч провалился, в здание «Мелодии» ворвались сторонники Бориса Ельцина. Сухорадо с позором изгнали, решением Ельцина здание в центре Москвы передали английской протестантской церкви, а весь студийный архив был вывезен в неизвестном направлении на большом армейском грузовике. И бесследно пропал. Вместе с фонограммой «Мой ангел» челябинского камерного оркестра «Ничево!». Это был сокрушительный провал.

- У нас осталась на руках только копия самой записи, но мы даже в виде магнитоальбома «Мой ангел» не выпустили, так нас подкосила эта неудача, - разводит руками Юрий Потапчук. – Потом был магнитоальбом «Сюррогат», но и он массово не издавался.

"Ничево!" на съемках клипа "Прощание с романсом"
"Ничево!" на съемках клипа "Прощание с романсом"

С обожженными щупальцами «Ничево!» сворачивается в челябинскую ракушку. Вновь следует серия убедительных концертов в родном городе. В студии ДК Колющенко (будущий U-Sound) записана еще одна фонограмма c Виктором Барсовым, но его у микрофона вскоре сменяет новый вокалист Владимир Халес. Неразбериха усиливалась…

- Уже тогда общество накрыло клиповое мышление, и тема записи альбома как-то ушла на второй план, - оправдывается Игорь Кравчук. – Мы много снимались на телевидении, и на тот момент этого казалось достаточно для собственного продвижения на аудиторию. А вот с живыми выступлениями все было плохо. Дело даже не в очередной смене вокалистов, просто лихие 90-е так прибили народ, что билет на концерт стоил дешевле бутылки водки. Мы могли без проблем собрать аншлаг, но что с того, какой смысл устраивать выступление без возможности хоть как-то заработать?

Бардак в стране сказался и на бардаке в некогда перспективном коллективе. Какие уже сверхзадачи, когда от голода нужно семью спасать. Тем не менее в составе ансамбля появляются «живые» басист и барабанщик, второй клавишник, группа продолжает творческие поиски и дает редкие концерты. Но как проект, созданный для всесоюзной победы в 1995 году, «Ничево!» распадается.

ЧЕ

Локтионов и Кравчук берутся было за большую работу с отличным челябинским вокалистом Олегом Зайцевым. И как члены его аккомпанирующего состава отправляются вновь покорять Москву. И даже выходят в финал телевизионного конкурса «Овация», который записывается, но в эфир в силу различных причин не выпускается. Опять облом в шаге от вершины. В шоке от потерянной в одночасье возможности стать звездой Зайцев бросает музыку и уходит в адвокатуру (лучше бы он этого не делал, в январе 2017 года его арестуют и обвинят в даче взятки следователю). Юрий Потапчук и Игорь Кравчук с головой погружаются в бизнес. Дмитрий Локтионов организовывает собственную студию звукозаписи и начинает сольную карьеру автора электронной музыки.

Игорь Кравчук, Олег Зайцев, Дмитрий Локтионов. Уже нет "Ничево!"...
Игорь Кравчук, Олег Зайцев, Дмитрий Локтионов. Уже нет "Ничево!"...

- Группа «Кремль», в которой я в начале 90-х играл на бас-гитаре, выступала на одном конкурсе вместе с «Ничево!», - вспоминает челябинский музыкант и журналист Антон Садчиков. - На отборочном туре во время репетиции мы просто отказались выходить на сцену, когда услышали, как работает коллектив Дмитрия Локтионова. «Ничево!» - это ведь не просто ансамбль, это редут переходной эпохи. Попса уже тогда захватила высоту и окопалась, стреляя крупнокалиберным примитивом в сознание толпы. Однако в начале 90-х в Челябинске людей, выросших на хорошей музыке, еще было предостаточно. Но сегодня группу «Ничево!» история положила на полку: качественный рок, да и просто рок забыт. И с этим уже НИЧЕВО не сделать…