"Тысячеликий герой", Джозеф Кэмпбелл. Издательство "Питер", 2017 год.
Книга-исследование Кэмпбелла - то самое nobrow для всех и каждого, кто интересуется как мифологией, так и литературоведением. Какой-нибудь Пропп или Блум (да и Борхес в структурологических изысканиях, чего уж греха таить) читается тяжело. А "Тысячеликий герой" под силу абсолютно каждому.
Собственно, в процессе чтения вас не раз будет посещать чувство интеллектуального дежавю: Кэмпбелл называет и систематизирует то, о чём обрывками и кусками мы догадывались.
Сюжеты мифов, легенд - да и любого масштабного эпоса - выстроены по схожим чертежам. Архетипы повторяются. Зов странствий, отказ, инициация, искушение, катарсис... Подвидов этих узловых точек тоже предостаточно, но всё же скелет один. И удивительно узнавать в любимом литературном или киносюжете всё ту же тысячную вариацию истории об Иисусе или Будде.
Кстати, Джордж Лукас перед началом работы над киновселенной "Звёздных войн" внимательно штудировал "Тысячеликого героя". Ничто не ново под луной.
Из недостатков, на мой скромный взгляд, частые апелляции автора к Фрейду и пророкам его (Юнгу, Фромму) как к истине в последней инстанции; в те времена фрейдизм казался многим универсальной непогрешимой теорией. Сейчас у многих, мягко говоря, есть сомнения в этом; отмечу, что именно примеры из сновидений современных Кэмпбеллу людей, интерпретированные по-фрейдистски, на фоне монументальных историй из мифов и легенд кажутся притянутыми за уши.
В любом случае, книга написана доходчиво - этакая инструкция по чтению великих текстов.