Рисовал для 20 с лишним изданий, в том числе для New Yorker. Почти 10 лет работал в русском Rolling Stone. В 10-м году получил степень мастера в университете Хертфордшира, но вообще он самоучка. В разное время работал рекламистом, книжным дизайнером, флеш-аниматором, скрайбом. Перевел на русский два романа и четыре графических романа Тома Голда. Спродюсировал более двадцати коллективных проектов, коммерческих и некоммерческих, товарищества иллюстраторов «Цех». Также занимается тренингами по визуальной метафоре, работал с компаниями Philips, Microsoft, Сбербанк и др.
Вы говорите, что помогаете людям найти свою траекторию. Почему вы решили взять это на себя?
Я почти случайно пришел преподавать, но у меня был опыт анализа, я писал колонку об иллюстрации для [kak) и модерировал сообщество ru-illustrators. Я самоучка, мой опыт самообучения можно считать успешным и я долго его осмысливал, прежде чем смог сделать из него методику, которая лежит в основе моего курса. В первую очередь это мне важно самому, я продолжаю самообучаться.
Как можно понять, что творчество (а это широкое понятие) по сути оценивается субъективно? Те, кто закончил ВУЗ элита? Самоучек переучивают и ломают, учат рисовать. Говорят: чтобы научиться петь, нужно забыть что ты поешь. Здесь так же? Для чего учиться? Ведь ты просто рискуешь и все… графика сейчас такая разная и говорят о ней столько людей.
Настоящего самоучку не сломаешь, если он уже осмысленно занялся самообучением. Традиционная система самообразования может сильно повредить человеку, который не знает еще, чего он хочет от жизни и от искусства.
Преподавание развращает как любая власть, тем более если передается по наследству, как в традиционной школе, по сути, происходит.
Что хочет показать творец своей работой и кому? Он делает это для себя? Так переживает эмоции или чему то хочет научить людей? Кто-то поймет и оценит. И почему вы считаете, что каждый художник хочет сделать что-то стоящее? Всем ли это нужно?
Сколько сильных художников на свете, столько творческих задач и сценариев взаимодействия со зрителем. Есть художники, которым нужен единственный зритель, они сами, но это означает, что творческие задачи не усложняются, ставки не повышаются, творческая работа превращается в самоудовлетворение.
Нужно искать своего зрителя, благо сегодня рисовать в стол нельзя, для любой самой странной графики (музыки, поэзии и т.д.) существует аудитория.
А где точка баланса, когда обратная связь аудитории художника влияет на его творчество ровно столько, сколько он позволяет ей, чтобы оставаться свободным в творчестве?
Не для всех вообще стоит такая проблема. Я именно это имею в виду под сценарием взаимодействия со зрителем. Художник может всю свою творческую систему строить на диалоге, а может стоять к публике в профиль, задрав нос, но это не значит, что она ему не нужна.
Чисто физически рисовать может каждый, есть руки и глаза. И уж тем более чёрный квадрат может нарисовать каждый. Но не все мы художники. В чем особенность?
Черный квадрат может нарисовать любой, но только Малевич смог впихнуть в него весь мир. Художник — производитель впечатлений. В свою очередь впечатления могут быть очень разными, но первое, что художник должен уметь делать это впечатляться сам, и дальше пытаться воссоздать этот опыт для зрителя. Речь именно об эстетическом опыте, сильный эмоциональный опыт может привести в политику, медицину, но для того, чтобы стать художником нужен укус другого художника.
Как художник может сформировать свои собственные критерии качества своих работ и для чего ему это нужно?
Я пользуюсь для этого метафорой. Моя работа должна быть, например, колючей, или кислой, или обнимать зрителя. Эта формула, или несколько, все время находится в поле зрения, она определяет каждый выбор в процессе работы. Ход хорош или плох настолько, насколько подыгрывает метафоре.
Вы говорите, что графику можно представить как борьбу и взаимодействие двух аспектов пересказывамого и не пересказываемого. Литература и форма. С какого аспекта вы начинаете отрисовку иллюстрации и почему?
Идея как раз в том, чтобы владеть обоими, иметь возможность начинать с обоих концов. В журнальной иллюстрации я начинаю с проговаривания, в свободной ситуации много играю в каракули множеством разных способов, то есть создаю абстрактное изображение, в котором ищу литературу.
Чем можно измерить силу искусства? Силу работ художника?
Остротой эмоционального, чувственного и интеллектуального опыта.
Вы считаете, что графический язык стал более важен чем раньше… что стало предпосылки к тому?
Грубо говоря, инстаграм. В моей молодости каждый килобайт был на счету, для скорости загрузки можно было отключать картинки на сайтах. Сейчас мы намного больше обрабатываем визуальной информации и общаемся с ее помощью, — через эмоджи и гифы. Эта история только начинается, это только зачатки языка, очень интересно наблюдать за его эволюцией.
С помощью чего оказывается влияние на восприятие или психику (не знаю точно на что). То есть человек как завороженный смотрит и ему нравиться, но объяснить почему он замер не может.
Об этом я вот книгу написал.
Да. 25 марта вы опубликовали оглавление своей будущей книги. Почему ее стоит прочитать и кому?
Это книга для художников, но не про рисование, примерно про все остальное, думаю, по оглавлению можно примерно представить, какие вопросы я задаю. Портрет узкая тема, в рамках которой можно обсуждать буквально всю механику изобразительного искусства. Я надеюсь, всем будет интересно, но что получилось, узнаем как выйдет.
Как найти свой стиль?
Нужно искать не стиль, а творческий метод, который определяет, в каких рамках и какой логикой вы меняете стиль от работы к работе. Это то, чем мы занимаемся на курсе два года, и этого хватает только для того, чтобы начать разговор.
Как работает ваш принцип: фильтруй, не вымучивай?
Если на задачу отвечать одним решением, это будет самое безопасное и заведомо худшее из возможных решений. Нужно удлинять подготовку к работе, если есть час, или хотя бы полчаса обдумать дальнейшие действия, в том числе то, какие решения позволят уложиться в оставшееся время, на каждом этапе перебирать как можно больше вариантов решения и выбирать лучший.
Значит ли то, если чувственная сфера художника не развита (он не умеет распознавать и описывать свои чувства), то он не достигнет успеха в творчестве?
Художниками становятся впечатлительные люди. Механизм впечатления можно и нужно тренировать как любой другой. Проговаривая впечатления, мы усиливаем их, поэтому очень важен анализ. То, что нас впечатляет, определяет то что мы хотим делать, и чем более осмысленно мы впечатляемся, тем более сложные опыты можем переживать, тем более сложные вещи воспринимать, тем более амбициозные задачи ставить себе и так далее.
Если говорить про графику. Весь мир рисует одинаково? Или базируясь на разном опыте графика разная?
Весь мир рисует по-разному, каждый сильный художник это, как раньше говорили, “артист оригинального жанра”. В каждой стране есть свои особенности системы художественного образования и художественного процесса, но изучать интересно не стереотипы, а конкретных авторов.
Помните сцену из фильма 1+1 когда они обсуждают картину, где словно кровь на белом холсте? Почему современное искусство вызывает столько противоречий. Как это понимать?
Современное искусство обязано вызывать противоречия, иначе перестает быть искусством. Горячо советую по этому вопросу прочесть «О теории прозы» Виктора Шкловского.
Почему дизайн в России (в особенности как мне кажется коммерческий) плох. И чем дальше от Москвы и Питера тем хуже.
Не стал бы обобщать, в Екатеринбурге, например, очень мощная дизайнерская тусовка международного уровня.
Прежде чем делать какой-то дизайн (про коммерческий проект) обычно составляется бриф, как документ. Что в вашем брифе?
Я 20 лет занимался коммерческой иллюстрацией, по-всякому было. В Rolling Stone мне просто присылали фамилию музыканта, пока я не забрал рубрику под себя и не стал сам писать тексты в нее. Когда тебе доверяют, присылают текст, к которому нужны иллюстрации и дальше при нужде корректируют то, что ты сделал.
Как дизайнер и клиент находят компромисс? И есть ли он вообще? По-моему это вечная проблема. Возможно, когда вы были арт директором вам удалось найти ключ?
Ключ — это всегда общение. Проблема в том, что клиент не всегда владеет достаточно эффективным языком, чтобы объяснить, что ему не нравится, поэтому начинает цепляться к мелочам. В этой ситуации я обычно уступаю место кому-то из коллег.
Личный сайт Виктора Меламеда http://www.mlmd.me/