Введение.Изменения, происходящие в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране, требуют нового подхода к совершенствованию учебного процесса в отношении детей с проблемами в обучении. В коррекционной педагогике остро встаёт вопрос о разработке специфичных вспомогательных средств обучения детей с различными речевыми нарушениями . Как отмечают многие авторы, применение новых компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Попова, Кукушкина). Поэтому проблема использования в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с нарушениями речи, позволяющих повышать эффективность коррекционного обучения, ускорять процесс подготовки школьников к самостоятельной жизни, является актуальной.Цель: определить возможности использования информационных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Задачи:1) на основе анализа научно-методической литературы охарактеризовать направления использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения;2) описать практический опыт применения информационных технологий в коррекционно-педагогическом процессе.Часть 1.Теоретические основы проблемы использования современных информационных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.1.1. Роль информационных технологий в повышении эффективности коррекционного обучения.Технология при переводе с греческого (techne) означает мастерство, умение, т.е. некий процесс. Под процессом понимают определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной человеком стратегией и реализуется с помощью различных средств и методов.Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этан развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно – телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.Выделяют три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Использование компьютерных технологий в специальном обучении связано с решением двух функциональных задач (Попова Е.Ф.):• научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности;• использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка.Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит:- в возможности индивидуального коррекционного обучения;- в возможности обеспечить каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний;в представлении возможности самостоятельной индивидуализации обучения.Анализ достижений в области коррекционной педагогики дает основание утверждать, что роль компьютерных технологий в специальном образовании выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря компьютерным технологиям появляется возможность:• мотивировать учебную деятельность ребенка в тех случаях, когда другими средствами это сделать нельзя;• создавать новые «обходные пути» обучения;• находить существенно более эффективные способы решения традиционных учебных и коррекционных задач;• разработки новых способов качественной индивидуализации обучения.Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями. Е.В. Кузьмина приводит критерии гигиенической оценки урока и гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий. «Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально -возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 мин, а для детей 7—11 лет -15 мин», — пишет Е.В. Кузьмина, ссылаясь на валеологические исследования Н.К. Смирнова, Н.Т. Лебедевой, а также письмо Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13. Таким образом, использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.Следует отметить, что эффективность использование новых информационных технологий напрямую зависит и от своевременной модернизации компьютерной техники, которая быстро устаревает и нуждается в ремонте, наладке.1.2. Направления использования информационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Современные исследователи выделяют следующие направления формирования информационной культуры при работе с детьми, имеющими речевые нарушения:- развитие материальной базы информатизации, оснащение школы информационно-компьютерными средствами;- формирование компьютерной грамотности: изучение учащимися и всеми участниками образовательного процесса основных понятий информатики и принципов использования — средств информационно-коммуникационных технологий;- формирование умений получения, обработки, хранения и передачи информации, использование возможностей компьютера для решения учебно-воспитательных задач;- формирование умений создавать, продуцировать компьютерные информационные продукты, учебные программы.Первое направление представляет необходимую материальную основу информатизации, следующие два — формирование общей компьютерной грамотности. Четвёртое направление — знание основ программирования и умение писать простые программы — отражает уровень профессионализма.Отсюда вытекает необходимость:- Совершенствования материальной базы информатизации в школе.- Создания эффективной внутришкольной информационной среды (корпоративной информационной системы).- Обеспечение перехода от компьютерной грамотности — к информационной культуре.- Формирования информационной культуры личности информационного общества.- Формирования информационной культуры учреждения.- Развития мышления, изменение организации процесса познания путём смещения его в сторону системного мышления.- Формирования творческих, исследовательских качеств участников педагогического процесса с помощью средств ИКТ.- Системная интеграция, внедрение информационных технологий в процессы обучения и воспитания.- Успешная социализация выпускников речевых школ с помощью создания адекватной информационной среды.- Включение учащихся и педагогического коллектива в мировое информационно-образовательное пространство.Использование информационных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:- повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся с речевыми нарушениями в определённую игровую ситуацию. Компьютер интерактивен: учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.Во всех сферах деятельности детей компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий учащегося лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. В такой деятельности важно авторское самовыражение. Например, работая с программами, позволяющими создать результат в сопровождении звуковой и графической информации, ребенок обретает повышенную мотивацию для решения конкретной проблемы, пробует себя как личность, способную или не способную освоить новое для повышения своего социального и общекультурного уровня.По данным современных исследований (Апатова К.В., Григорьева С.Г.), в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения учащихся с речевыми нарушениями , раздвигает возрастные возможности обучения.Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть Личностью». Лозунг образования «Учить знаниям» также трансформируется через «Учить учиться» к актуальному для информационного общества «Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута» и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании», а может быть, и ещё шире - выбору образа жизни, области саморазвития.Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики с речевыми нарушениями, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:- выполнения индивидуального задания в классе;- работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторная работа, контрольные работы);- самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику;- свободного путешествия по пространству культуры.Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.Интерактивный характер взаимодействия с компьютером обеспечивается обучающим диалогом, множественным выбором решений, выходом на базы данных и др.1.3. Характеристика специализированных программ, направленных на коррекцию речевых нарушений.В педагогической практике метод биологической обратной связи (БОС), применяемый с детьми, имеющими речевые нарушения, основанный на применении информационных технологий, начал использоваться около 15 лет назад. Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения психологических и психосоматических заболеваний. Суть метода заключается в том, что ребенок, получая информацию о рабочей динамике отдельного параметра какой-либо психофизиологической функциональной системы, обучается контролировать, а затем и произвольно управлять функционированием данной системы. БОС — это процесс в результате которого человек учится оказывать влияние на свои физиологические реакции:
- реакции, которые неподвластны произвольному контролю;
- реакции, которые регулируются произвольно, но этот процесс нарушен в результате заболевания или травмы. Преимущества Бос-технологий:
научное обоснование метода, скорость обучения, длительное сохранения приобретенного навыка саморегyляции, широкий диапазон охвата различных психических и психосоматических нарушений.Учеными было проведено целую серию исследований от научных разработок до создания приборов биологической обратной связи. Это российский ученый-физиолог, кандидат биологический наук, автор 128 научных публикаций, 17 изобретений и открытий в области биологической обратной связи (БОС) А. А. Сметанкин, который создал и обосновал метод лечебного диафрагмального – релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмии сердца (во всем мире эта технология известна как «дыхание по методу Сметанкина»). Он является одним из создателей отечественной технологии биологической обратной связи - высокоэффективного, безболезненного, гуманного метода диагностики и восстановительного лечения, учитывающего индивидуальные особенности человека. На сегодняшний день технология БОС считается лучшим в мировой практике безлекарственным способом совершенствования и коррекции физиологических функций человека.В состав кабинета БОС входит комплекс, состоящий из прибора (биологически обратной связи) и персонального компьютера, предназначенного для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС. Датчики прибора регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС) с поверхности тела человека. Зарегистрированные сигналы ЧСС усиливаются, обрабатываются и передаются в компьютер. Программа «Дыхание» преобразует биоэлектрические сигналы и предъявляет их человеку в понятной аудио -визуальной форме в виде игровых сюжетов на экране монитора.Суть метода биологической обратной связи – правильное дыхание, при котором голосовой сигнал преобразовывается в зрительный образ.Здоровый человек при правильном дыхании делает вдох. На вдохе обязательно бронхи должны раскрыться, увеличить свой просвет, чтобы атмосферный воздух свободно попал в бронхо-легочную систему. Из бронхо-легочной системы кислород передается крови, а кровь разнесет кислород по всем клеточкам организма, обратным ходом отдаст избыток углекислого газа бронхо -легочной системе. Самое главное в дыхании человека: на вдохе бронхи должны раскрыться, а на выдохе они должны эффективно сократиться. Расслабление мышц бронхов на вдохе и сокращение их на выдохе.Для обучения диафрагмальному дыханию школьников, ему сначала объясняют суть работы мышцы-диафрагмы. Внешне этот вид дыхания выглядит как дыхание животом. На вдохе живот должен обязательно, как шарик, надуться, а на выдохе он должен втянуться полностью. На вдохе диафрагма напрягается, а на выходе она расслабляется. Дыхание должно быть релаксационным, то есть вспомогательная дыхательная мускулатура не должна участвовать в процессе дыхания. Мышцы плечевого пояса и верхних отделов грудной клетки должны быть расслаблены.Принцип метода БОС на первый взгляд прост: подростку дается возможность увидеть и услышать, как работает один из его органов, а затем, опираясь на эту информацию, его обучают правильным, с точки зрения физиологии, навыкам, обеспечивающим их совершенную работу. Сегодня эта методика позволяет корректировать, восстанавливать и совершенствовать функции любых органов и систем. Это и скелетные мышцы, и сердце, сосуды и бронхи, головной мозг, органы речи, пищеварения и мочеполовой системы.Применяют две особенности БОС - технологий. Первая из них заключается в том, что в приборы БОС заложено игрового обучение. Выполнив условие игры - сделав шаг на пути восстановления здоровья, ты - победитель, получи приз (поощрение правильных действий). Это, так называемая, игровая мотивация. Так, играя, ученик легко и быстро овладевает правильными навыками управления тем или иным органом, одновременно корректируя нарушенную болезнь функцию организма.И вторая, важная особенность работы по принципу БОС, инструкция врача. Ребенку надо объяснить, что он должен делать, чтобы получить положительный результат. В ходе сеансов даются дополнительные рекомендации и советы, как правильно вести сеанс, отмечаются любые успехи, поощряются дальнейшие действия.Биологически обратная связь открыла новую страницу учебной сферы образовательное здоровье. Дети, обладающие опытом исправления осанки, зрения, речи, психоэмоционального состояния, обретают абсолютно новое, более высокое качество жизни. Нормализуется поведение школьников, улучшается их успеваемость, школьные нагрузки они переносят не так тяжело. Эти школьники болеют в четыре раза реже, нежели их сверстники, меньше рискуют "заработать" к окончанию школы очки, расстройство нервной системы или проблемы, связанные с неправильным развитием опорно-двигательного аппарата (сколеотические заболевания). Во взрослую жизнь дети выходят с навыками защиты от опасных последствий стресса.Одно из лидирующих мест занимает настольная система «Видимая речь» (Шеховцова Т.С.). Логопед Ю.Б. Зеленская, считает, что «Видимая речь» - это система, которая войдет в историю сурдопедагогики и логопедии как впервые удовлетворившая все основные педагогические требования к вспомогательному средству формирования и коррекции речи у детей с различными речевым нарушениями. Обобщив труды Зеленской Т.К., Королевкий перечислил следующие требования к вспомогательному средству, которым удовлетворяет программа «Видимая речь» :1) Визуализация основных компонентов акустической структуры речи.2) Наличие отчётливого изображения основных компонентов акустической структуры речи на экране прибора в виде информативных для ребёнка образов.3) Сохранение визуального отображения речи на экране по окончании её звучания в течение любого, необходимого педагогу времени, а также сохранение в долговременной памяти компьютера образцов звучания речи и обеспечение возможности проследить динамику результатов.4) Надёжная обратная связь (интерактивное взаимодействие в режиме реального времени).5) Игровой принцип коррекции речи.6) Многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевого материала.7) Использование различного стимульного материала.8) Работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика.9) Комплексность программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей.10) Учёт индивидуальных психологических особенностей детей с различными речевыми нарушениями дополнительных настроек.С помощью игровых обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл. Интерес создаётся также разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет). Этому способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощрение правильных решений.Как утверждает Т.П. Смирнова, с помощью компьютерной программы «Видимая речь-2» стало возможным объективно обследовать некоторые аспекты речи детей : определить диапазон голоса (модуль «Высота», максимальное время фонации на определенные звуки (модуль «Звучание», записать в память компьютера образцы речи . Такое обследование проводится вначале и в конце курса, что позволяет наглядно увидеть продвижение ребенка и в конечном итоге- оценить эффективность работы логопеда.Попова Е.Ф. считает, что банк данных компьютерных программ, предназначенных для коррекции как устной, так и письменной речи учащихся, крайне беден. Среди отечественных разработок выделяются такие компьютерные программы, как «Демосфен», программа тренингового типа «Звуковой анализ слов», «Грамотей, «Мир звуков и слов», интернет ресурсы. Эффективность применения коррекционных программ с использованием компьютерных технологий во многом зависит от их разумного сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребёнок с общим недоразвитием речи исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нор Особым достоинством компьютера, неоценимым в процессе обучения подростков с речевыми нарушениями, являются его «выдержка» и «спокойствие», «дружественность» по отношению к пользователю.Кроме того, применение компьютерных программ логопедической работе значительно сокращает время формирования навыков звукового анализа и синтеза и способствует развитию самоконтроля у детей.Применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.Часть 2. Практическое использование средств современных информационных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Таким образом, в работе логопеда могут быть использованы следующие специализированные программы: БОС, «Видимая речь», «Демосфен», «Звуковой анализ слов», «Грамотей, «Мир звуков и слов», ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет, презентации, обучающего и игрового характера. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении детей с речевыми нарушениями в следующих вариантах :• частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выполняет управляющие воздействия по отношению к учащимся, отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи;• фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудиовидеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта.Появление мультимедиатехнологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень. Сегодня ученик на своём рабочем месте может просмотреть видеосюжет документальной или художественной кинохроники, прослушать голоса природы, наблюдать социальные и физические явления в высококачественной анимации, пройти аудио-тренинг по иностранному языку, стать участником общественного мероприятия;• использование тренинговых программ для закрепления материала. Тенденции развития компьютерной техники обещают почти фантастические возможности имитации действительности. Человек в этой имитации, называемой виртуальной реальностью, становится как бы частью среды, субъектом действия. В таких имитациях компьютер обращается к эмоциональной сфере личности субъекта. Это может оказать стимулирующее воздействие на творческую активность ученика с речевыми нарушениями , поскольку обращение к эмоциям способно создать психологический климат, благоприятный для формирования новых подходов и более эффективного решения познавательных задач. Компьютер включает творческое воображение школьника;• использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем; компьютер позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинговый режим, создаёт возможность сохранения хода и результатов решения различных задач, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;• выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе. Компьютер позволил разработать новые типы учебных задач, в частности задачи исследовательского характера, задачи, направленные на рефлексию учащимися своей деятельности, на её саморегуляцию;• использование компьютера для вычислений, построения графиков;• использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;• использование, игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.Заключение.Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условийразвития положительной мотивации.Таим образом, современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.