Все-таки, ментально мы всё еще очень советские люди! Это видно по нашим праздникам.
По-сути, реально всенародных, всем понятных и по-настоящему любимых праздника у нас всего два - Новый год и 9-е мая. Оба советские.
Дню Победы, как празднику, лет меньше чем самой победе. Насколько знаю, первые лет 10 Победу, особо, не праздновали, а масштабное празднование с парадами и всем остальным ввели чуть ли ни при Брежневе.
Новый Год тоже праздник послереволюционный и, в отличие от дня Победы, практически, бессмысленный, искусственно насаждавшийся, чтобы заменить Рождество, главный зимний праздник дореволюционной России.
СССР давно закончился, а Новый год, как праздник, по-прежнему, забивает Рождество, не только превосходя его по популярности, но еще и запарывая многим православным последнюю треть рождественского поста. А День Победы, опять же, гораздо популярнее Пасхи, которая до революции была не только главным весенним, но и главным праздником, в принципе. В то время, как не менее атеистическая Европа Пасху празднует вполне всенародно. Просто потому, что не было насильственного прерывания традиции.
А вот, например, знаете ли вы, что 6-го мая был Юрьев день? Или, по-правильному, день памяти святого Великомученика Георгия. День Георгия Победоносца за два дня до Дня Победы! Совпадение более чем символичное. И ни кто не знает! Я знаю только потому, что это мои именины. А так, вообще, всенародный праздник старой Руси превратился в узко-специальную дату для воцерковленных Георгиев. Дни святого Патрика и святого Валентина празднуются неизмеримо масштабнее!
Осознанно-православных Георгиев, конечно, у нас в стране не так много. Но что, разве католиков Патриков или Валентинов, прям, в разы больше? День святого Патрика, как и день святого Валентина – это просто традиция. Верующий – иди в храм, молись Патрику или Валентину, неверующий – просто попей пиво, походи с волынками или валентинку кому-нибудь напиши. Такой же традицией, национально-историческим праздником и для верующих и для неверующих, мог бы быть и день Георгия Победоносца. (Хотя, кстати, в той же Великобритании празднуют и день Святого Георгия). И другие старые церковные праздники.
Еще два менее значимых, но тоже более или менее всенародных праздника - 8-е марта (которое, кстати, приходится на Великий пост, как Новый год на Рождественский) и 23-е февраля. По-сути, день женщин и день мужчин. Практически, языческие дни инь и янь. Исторические основания более чем условны. В День воинской славы 23-го февраля не было выиграно ни одного сражения. А какое историческое основание 8-го марта, вообще, не помнит никто, кроме историков и каких-нибудь феминисток.
А почему бы не сделать Днем воинской славы, например, 8-е сентября (Куликовская битва) или 23-е августа (Курская дуга)? Да мало ли в истории России славных сражений!
На что поменять 8-е марта сейчас сходу не придумаю. Может, конкретно, его и не стоит ни на что менять… Суть не в том, чтобы отменить все советские праздники и вернуть дореволюционные. А в том, чтобы осознать: наша страна – это не только бывший Советский союз, но и бывшая Российская империя и бывшая Святая Русь, и наш народ – это не только бывший советский народ, а нечто намного более древнее и глубокое. В том, чтобы восстановить целенаправленно обрубавшуюся в советское время связь с нашими историко-культурными корнями. Уничтожалась, ведь, не только религия. Но и любые напоминания о славе и величии дореволюционной России…
9-го мая мы все на один день становимся историками. Жаль только, что такое происходит всего один раз в году, и наш ретроспективный взгляд проникает в прошлое всего на несколько десятилетий. А ведь мы великая нация не только благодаря победе над немецким нацизмом и полету Гагарина!
Почему бы, например, так же не помнить и не отмечать победу в войне 1812-года? Освобождение от польской интервенции? Освобождение от татаро-монгольского ига? Другие исторические даты, может быть, не связанные с войнами, мирные и светлые? Давно было и все ветераны и свидетели умерли? Но только ли в этом дело? В той же Европе очень даже всенародно и весело отмечают разнообразные вполне себе средневековые даты.
Просто мы до сих пор ощущаем себя не как граждан 1000-летней Руси, а как граждан бывшего СССР. А дореволюционная Россия для нас, к сожалению, по-прежнему – мертвая история, достояние музеев и учебников, то, что закончилось с началом «современности» в виде СССР и прямого отношения к нам уже не имеет.