Красивейшие стеклянные витражи доходных домов Петербурга продолжают бесследно исчезать. Остатки прекрасных панно находят на свалках, что-то оседает у антикваров. Объявления о продаже фрагментов витражей встречаются даже на сайтах бесплатных объявлений.
Повсеместная гибель витражей – проблема Петербурга. До сих пор не составлены каталоги сохранившихся панно. Уникальные витражи, жилищные конторы, заменяют стеклопакетами.
Безвозвратно пропадают удивительные шедевры, некогда бывшие украшением парадных в старинных домах Северной столицы. На многих представленных здесь фотографиях - витражи, которых уже нет. Нам остались только их фото.
В городе дождей и серого неба, именно разноцветные витражи поднимают настроение, делают город солнечным и праздничным. Они выполняют одновременно две функции: защита от внешнего мира и усиления освещённости за счёт игры света в разноцветных стёклах. Ведь окна парадных часто выходили в дворы-колодцы.
Об истории витражей в Петербурге
Стеклянными витражами стали украшать окна в период модерна на рубеже 19- 20 веков. Красочные панно разрабатывались в едином ансамбле с архитектурой парадных домов и особняков. Многоцветная прозрачность рисунков изготавливалась для каждого дома индивидуально. В некоторых витражах использовалась роспись золотом, и стёкла могли менять цвет в зависимости от освещённости. Такие витражи сегодня имеют очень большую ценность.
Первые смальты (окрашенное стекло) для мозаик начали производить на фабрике под Ораниенбаумом ещё в 1754г. Но в те времена декорирование цветным стеклом применялось редко. Цветные живописные витражи в окнах завоевали свою популярность в начале 19 века. Тогда их называли стеклянной живописью, стеклянной мозаикой или живописью по стеклу.
Витражи создавались не одним мастером, поэтому назвать авторов и исполнителей конкретного панно часто невозможно, даже таких знаменитых, как витражи стеновых панелей Торгового дома Елисеевых на Невском проспекте.
1843г. считается годом начала зарождения витражного искусства в Петербурге. В этом году в Исаакиевском соборе был установлен витраж в окне главного алтаря с изображением Воскресшего Спасителя. Это было нехарактерно для православного храма, но предложение архитектора Л. Кленце одобрил сам император Николай I. Автор этого витража – немецкий художник Генрих Мария фон Хесс.
В Петербурге известен русский витражист, выпускник Академии художеств – Владимир Дмитриевич Сверчков. Его работы украшают особняк Ф.К Сан-Галли и Дворец Великого Князя Владимира Александровича.
Широкое производство стеклянных панно началось после открытия на Васильевском острове стеклянной фабрики фирмой «М. Эрленбах и Ко». При ней работала и художественная мастерская мозаичных стёкол. В 1894г фабрика стала называться «Северное стекольно-промышленное общество», руководил ей петербургский купец немецкого происхождения Максимилиан Франк.
В 1899 году в городе начала работать своя школа, выпускающая специалистов по витражам – Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.
В 1900г. на Международной выставке в Париже петербургские витражи получили Большую Золотую медаль и завоевали международное признание.
Более 500 зданий Петербурга были украшены разноцветными стеклянными панно. Подобного не было, ни в одном другом городе России. Распространение витражей было обусловлено новым стилем «модерн» в архитектуре.
С 1902г. эта фирма «М. Эрленбах и Ко» стала монополистом на рынке витражей для доходных домов Петербурга.
Витражи Северной столицы – это историческое наследие Петербурга. Большая часть его уже исчезла или требует срочной реставрации. На сегодняшний день, по подсчётам реставраторов, в Петербурге безвозвратно утрачено почти 90% стеклянных витражей. Старинные парадные всё больше теряют свою уникальность, а мы – прекрасные произведения витражного искусства.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, впереди вас ждёт ещё много интересных историй.
Возможно, вам будут интересны эти статьи
Что посмотреть в Петербурге. Мистическая аптека Доктора Пеля и «Башня Грифонов»
История особняка Василия Каншина, "содержателя питейных сборов" в Петербурге. Кузнечный переулок д.6
Тайна разрушенной мастерской в Петербурге. Или где жил и творил автор замка "Ласточкино гнездо"