Если бы нашелся такой великий художник, который бы захотел нарисовать крупными мазками историю человечества за период начиная с последнего оледенения. Первым делом он нарисовал бы два огромных ярких цветовых пятна. Стоящие далеко друг от друга. Два ментально-культурных центра. Европу и Азию.
Противоположных до припадочного желания слиться и объединиться. Или погибнуть. Но не способных на это.
Между ними могли сработать посредники. Или социум кочевников-скотоводов. Или мусульманское сообщество. Тогда бы не было такого огромного количества крови. Но в силу разных причин посредники не спосредничали… «Долго объяснять, просто пришлите деньги!(с)»
И европейские государства быстро стали Янь, устремляясь на чужие далекие территории. Это как апельсин. Это деньги. Это выгодно.
Европейцы приходили в Новый Свет, страны Черной Африки с искренним убеждением как в своем превосходстве над местным населением, так и в необходимости исследовать эти погрязшие в отсталости территории, дабы открыть их для европейской цивилизации. Однако наличие в Китае, Индии и других азиатских странах великой культуры не менее древней и сложной, чем европейская, ставило под сомнение возможность простенького «исследования с порабощением» этих цивилизаций. Возможно именно поэтому первыми европейцами, проникшими в Китай и Южную Азию, стали не ученые и исследователи, а купцы и миссионеры.
Несмотря на то, что еще в XIII веке итальянский монах Джованни дель Плано да Карпини и его французский собрат Гильон де Рубрук совершили путешествие в глубь Азии и в государство монголов, европейцы узнали о чудесах этой загадочной земли лишь после появления «Книги чудес мира», написанной Марко Поло. До этого каждая карта имела огромное количество белых пятен с пометкой «здесь водятся драконы (с)»
Спустя полтора столетия еще один венецианец, Николо де Конти провел 25 лет в путешествиях по Месопотамии, Персии, Индии и Южной Азии. Под угрозой смерти Конти был вынужден принять ислам, но по возвращению на родину он исповедовался папе Евгению IV и признался во временном отречении от христианства. В качестве покаяния папа приказал Конти написать историю своих удивительных приключений и этот подробный отчет получил огромную популярность.
Два самых длительных путешествия в Азию были совершены под предводительством англичанина Энтони Дженкинсона. В мае 1557 года по заданию лондонской Московитской(!) компании Дженкинсон отправился из Грейвсенда в опасное морское плавание по «маршруту Ричарда Ченслора», то есть вдоль Скандинавского полуострова, через Архангельск и дальше на юг, до Москвы. Поскольку Дженкинсон хотел так же наладить торговлю с Китаем, то он спустился по Волге до Каспия и в декабре 1558 добрался до Бухары. Торговля с Китаем через Бухару не получилась, и Дженкинсон вынужден был вернуться домой с пустыми руками. В 1561 году он вновь тем же путем дошел до Каспийского моря, но на этот раз проплыл до его южной границы, откуда двинулся в Персию. Но и тут Дженкинса ожидала неудача – персидский шах не желал допускать в свои владения европейских торговцев, поэтому посольство отправилось в долгий обратный путь. Деньги в руки европейцам все никак не шли…
Левантийская торговая компания решила извлечь выгоду из неудачи «Московитских» купцов, отправив своих представителей в том же направлении.
В 1583 году компания снарядила купцов Джон Ньюберри и Ральфа Фитча на поиски сухопутного торгового пути в Индию и за ее пределы. Однако их конкуренты португальцы увидели в деятельности купцов угрозу собственным торговым интересам, поэтому арестовали обоих в Ормузе и посадили в тюрьму на Гоа. Путешественникам чудом удалось бежать и добраться до Агры, где находился двор Акбара, императора Великих Моголов. Здесь купцы разделились: Ньюберри решил отправиться домой в Лондон по суше, но по дороге бесследно исчез. Фитч решил продолжить путешествие и отправился вниз по Гангу, побывал в Гималаях, Бенгалии, Бирме, Сиаме и Малакке. И в 1591 году он возвратился в Англию, где его уже давно считали погибшим. Так появились первые годные карты по которым европейский бизнес стал проникать в Азию.
А в XVII веке португальские, голландские и английские торговые предприятия в основном основывались в Индии и Индонезии, тогда как во внутреннюю Азию устремились «культурная кавалерия», иезуиты. В числе первых был Маттео Риччи, который основал несколько миссий между Кантоном и Пекином. А одним из самых известных последователей Риччи стал Банедетто Гоес. В 1602-1607 годах де Гоес совершил грандиозный переход через центральную Азию: выйдя из Агры, он посетил Лахор и Кабул, пересек Памир, прошел по шелковому пути через пустыни Такла-Макан и Гоби, став первым европейцем, который после XVI века сухопутным путем добрался до Китая. Бенедетто Гоес умер в китайском Сучжоу весной 1607 года.
Иезуиты тем временем решили добраться до загадочного Тибета. В 20-х годах XVII века Антонио Андраде вышел из Агоры, перешел Гималаи и дошел до Тсапаранга в Западном Тибете. В это же время еще двое иезуитов, Эстебан Каселла и Жоао Карбаль, выступив из Бутана дошли до священного тибетского города Шигатсе. Кстати сказать, католические миссии, основанные в обоих городах, просуществовали очень недолго. И я этому совсем не удивлен.
Следующее крупное путешествие иезуитов состоялось в 1661-1662 годах, когда монахи Иоганн Груббер и Альберт де Орвилль вышли из Пекина, пересекли Китай, вступили в Тибет и стали первыми европейцами, достигшими священную столицу Лхасы.
Впрочем, как всегда, впереди идут романтики. Но после романтиков почему-то всегда приходят сволочи.
А потом был просто океан крови…