Найти в Дзене
Всем балет!

Коленный сустав в жизни артиста балета. Грубые ошибки, приводящие к травме

Ноги врозь и коленями вперёд — характерные признаки, по которым можно отличить артистов балета от обычных людей на улице. Да, помимо чрезмерно стройного телосложения, артиста балета отличают и ярко выраженные коленные суставы, которые на первый взгляд кажутся большими на фоне тонкой линии ноги при сгибании, более того, кажется, что колени во время ходьбы опережают корпус.

Коленный сустав является самым большим и самым сложным в человеческом теле и становится причиной беспокойства не только для артистов балета, но и представителей многих других профессий. Но для танцовщика колено определяет всю профессиональную жизнь, поскольку во время прыжков, танца на пуантах и  выполнения многих других упражнениях колени принимают на себя вес всего тела. Очень часто именно травма колена вынуждает артистов балета делать длительные перерывы в деятельности, соглашаться на сложные операции или даже завершать карьеру.

В балете, как и в гимнастике, очень ценится "икс" в ногах: сильный прогиб колена в обратную сторону. Это создает особую линию ноги.

Алина Сомова
Алина Сомова
Анастасия Лукина
Анастасия Лукина

Самая важная составная часть коленного сустава — крестообразная связка. Различают две крестообразные связки: переднюю и заднюю.
Передняя фиксирует сустав от движения голени вперед, задняя — от движения назад. Разрыв и растяжение крестообразной связки колена ведет к снижению фиксации сустава, которая необходима артисту балета для безопасной работы.

-4

Когда балерина встает на пуанты, вес ее тела распределяется равномерно в том числе благодаря вытянутому колену. Четырехглавая мышца бедра и крестообразные связки предотвращают колено от прогиба. Но возможно это только при здоровой крестообразной связке, которая сдерживает сустав в нормальном положении. В противном случае контроль за суставом ослабевает, и это неизбежно ведет к травме.

Если нарушается целостность этой связки, теряется контроль над функцией сустава: можно согнуть колено в обратную сторону больше, чем позволяет строение, и коленные флексоры уже не справляются со своей задачей.

-5

Ежедневная нагрузка приводит танцовщиков к повреждениям коленного сустава. Возможности медицинской помощи здесь ограничены. Если диагностировано растяжение — нужен длительный покой, а если разрыв — операция. И то, и другое приводит к потере танцовщиком формы на длительный срок и в особо тяжелых случаях ведет к завершению карьеры.
Разрыв передней крестообразной связки может быть ликвидирован хирургическим путем, но это накладывает ограничения на полное вытягивание колена. Это почти несовместимо с балетом, потому что для танцовщика крайне важно, чтобы оба колена вытягивались одинаково, иначе будет невозможно сохранять устойчивость на одной ноге в позировках.

-6

Очень частая ошибка, приводящая к сильным болям в коленях — завал на большие пальцы по время исполнения demi plie и приземление «коленями вперед» во время средних и больших прыжков.

Из книги Хавилера "Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки"
Из книги Хавилера "Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки"

И demi plie по всем позициям, и приземление после прыжков должно осуществляться за счет выворотности тазобедренного сустава так, чтобы колени и стопы находились в одной плоскости, а не с помощью "подворота" нижней части ноги — колена и стопы в удобную позицию, компенсирующую недостаточную выворотность бедра. Это грубая ошибка, из-за которой одни связки колена бездействуют, а другие перенапрягаются. Если ничего не поменять в ежедневных занятиях и не развивать верхнюю выворотность и поперечный шпагат, есть риск получения травмы. Именно поэтому выворотность — главное требование к будущему артиста балета: развернутый тазобедренный сустав помогает предотвратить многочисленные травмы, в том числе и повреждения коленного сустава.

🎭
Как балерина ломает стопу для пуантов
🎭 Надо ли отдавать ребенка в балет
🎭 Изувеченные пуантами ноги балерин