Найти в Дзене
Сообщество «Поэзия»

«Панктаун» Джеффри Томаса: мрачная вавилонская безысходность

Оглавление

Дизайн @konti
Дизайн @konti

Автор: Ян Бадевский

На улице хлещет бесконечный дождь, в моей квартире поселилось пасмурное настроение, а значит, пора открывать серию мрачных рецензий. На роль первой ласточки идеально подходит сборник рассказов Джеффри Томаса «Панктаун».

-2

Книга вышла на английском языке в 2000 году, а на русский была переведена семь лет спустя стараниями издательств «У-Фактория» (Екатеринбург) и «Харвест» (Минск). Сборник вышел в знаменитой серии «Альтернатива. Фантастика», а это — верный признак контркультурного духа. Я вообще большой фанат этой серии. Надеюсь, и вы тоже)

Сейчас добыть «Панктаун» можно по предзаказу на Озоне, но я решил не заморачиваться и скачал электронную версию. Обложка, кстати, не отличается от «альтернативного» издания 2007 года. Сборник включает следующие рассказы, написанные в стиле киберпанк (с изрядной примесью биопанка):

  • Отражения призраков
  • Сезон свежевания
  • Вакизаши
  • Драгоценный металл
  • Сердце за сердце
  • Лицо
  • Обитель пустоты
  • Жертва
  • Хранилище печалей

Что говорят о книге

Пришло время прогуляться по знакомым песочницам в поисках ответов. Стоит ли читать Джеффри Томаса или отложить его рассказы в долгий ящик?

Вот что пишут пользователи ФантЛаба:

Тот самый приятный случай, когда каждый рассказ цикла является чем-то выдержанным в едином стиле, чем-то целостным и законченным, этакой вещью в себе, потрясающей вещью.
riderofcry

На сервисе livelib читатели оценили сборник на 4.03 по пятибалльной шкале. Приведу отрывок из отзыва:

Эстетикой и разнообразием мир, созданный Джеффри Томасом, близок к «Шраму» Ч. Мьевилля. А неторопливость, простота и честность повествования заставляют вспомнить О. Карда, хотя тональность здесь совсем другая.
Nikivar

Сюжет

Панктаун — это инопланетный Вавилон, мегаполис далёкого будущего в чужой звёздной системе. Человечество намертво вросло в чужие культуры, научилось с ними взаимодействовать и сосуществовать. В Пакстоне (официальное название города) разворачивается действие всех рассказов цикла. Персонажи не пересекаются, сборник объединяет лишь место действия.

Пересказывать все сюжеты бессмысленно. Например, «Отражение призраков» повествует о художнике-биоскульпторе, делающем под заказ собственные клоны. Героиня «Сезона свежевания» поселилась в инопланетном квартале, чтобы пережить психологическую травму от изнасилования. «Вакизаши» затрагивает тему толерантности и поднимает достаточно глубокие вопросы, уходящие корнями в наше прошлое. В Панктауне уживаются роботы, клоны, пришельцы, торговцы недвижимостью и мафиози из «триад». В общем, классика киберпанка.

Моё мнение

Первый же рассказ накрывает вас дождём, беспринципной жестью, страданиями и новым прочтением «Пигмалиона». Вырисовывается рельефный мир, давящий свой безнадёжностью и мраком. Герои — типичные для киберпанка маргиналы, промышляющие странными занятиями наподобие изготовления собственных клонов.

Почему-то в аннотации тексты Томаса сравниваются с «Марсианскими хрониками» Брэдбери. Не разводитесь на эту ересь. Гуманист Брэдбери в сравнении с Томасом — это как мягкотелый хипстер рядом с отмороженным скинхедом. Надеюсь, никого не обидело моё сравнение)

Я очень люблю Брэдбери, причём даже больше, чем Томаса. Брэдбери — это на века. НО. Хочу, чтобы вы не обманывались в своих ожиданиях. Вас ждёт погружение в техногенный ад. Это будущее вам не понравится. Там никто не ценит человеческую (или инопланетную) жизнь, а клоны — так это вообще фарш.

Текст очень плотный, но читается на одном дыхании. Мощная психологическая составляющая. Местами наблюдается перебор с насилием и сексуальными извращениями, но это вписывается в общую повествовательную ткань. Сквозь всю эту чернуху прорываются светлые стороны персонажей. Герои любят, сопереживают и пытаются найти собственный путь в бесконечном тёмном лабиринте.

Звёздная экспансия доведена Томасом до абсурда. Человек может поселиться на далёких мирах лишь затем, чтобы влачить привычное убогое существование и продавать себя богатым инвесторам. Художнику ведь тоже кушать надо. И платить за электричество.

Оценка: 9/10

Страница Яна Бадевского на author.today

Все рецензии в рубрике «ПОСТгуманизм»

***

Будем рады видеть вас среди наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!