Найти в Дзене
Читающий котофей

Что нужно знать, прежде чем читать "Лолиту"? И при чем здесь Триер?

Оглавление

Я читал "Лолиту" на втором курсе университета. Она была в нашей программе по зарубежной литературе.

Когда дочитал, был рад, что это безумие закончилось. Хотелось отшвырнуть книжку подальше.

Почему не понимают Набокова

Я и сам его сначала не понял.

Восприятие было бы иным, если бы я читал роман, заранее почитав критику о нем. Либо если бы я читал его гораздо внимательнее.

Главная ошибка при чтении "Лолиты" - знак равенства между автором и повествователем. Отсюда обвинения в непристойной пропаганде, попытки найти соответствующие эпизоды в биографии самого Набокова.

Почему нам кажется, что автор идентичен повествователю? Я так иногда думал потому, что описание мотивации Гумберта, его мыслей и чувств выглядели убедительно, словно самому автору это было знакомо не понаслышке. Отсылки, аллюзии, сравнения с персонажами античной и средневековой культуры - автор словно пытался оправдать свои преступные намерения. Я как читатель даже начинал сочувствовать герою.

И как раз этого добивался Набоков. Потому что герои вроде Гумберта всегда были ему ненавистны.

Два нарратива в романе

Мне понравилась по этому поводу лекция историка литературы Александра Долинина.

Он говорит, что "Лолита" полна ложными отождествлениями. Вроде тех моментов, когда Гумберт сравнивает себя с Данте: тот полюбил девочку 9 лет. Только Гумберт забывает упомянуть, что самому Данте в то время было 10.

Это герой такого особого типа, который Набокову в принципе был ненавистен: он зани­ма­ется жизнетворчеством, то есть пытается организовывать жизнь по сцена­риям худо­жественного текста, по каким-то эстетическим програм­мам — границы для него не существует. И он свои низменные инстинкты, свои преступления, свою подлость представляет как некоторое эстетически значимое поведение. (А. Долинин)

Поэтому аллюзии, отсылки, сравнения, метафоры - линия повествования от лица главного героя. За этими оправданиями скрывается история более приземленная и менее приятная. Ведь если перестать верить Гумберту на слово, что Лолита - это коварная совратительница, то оказывается, что Лолита - несчастный ребенок, вынужденный терпеть над собой насилие.

"...читатель «Лолиты» должен понять, что его водят за нос, и преодолеть желание отождествлять себя с героем, а героя с автором — это, по мнению Набокова, есть эстетический грех". (А. Долинин)
-2

Автор, а что там с Триером?

Пока я читал лекцию Долинина, я понял, что похожая ситуация обстоит с последним фильмом Триера "Дом, который построил Джек". Я смотрел его в кинотеатре, лично видел около десятка людей, покидающих зал.

В этом провокационном фильме по сути та же проблема: главный герой - жестокий серийный маньяк, у которого очевидные проблемы с психикой. Фишка фильма в том, что он весь является диалогом героя с Вергилием, пока они спускаются в ад. И в один момент можно поймать себя на жуткой мысли, что ты сочувствуешь герою и даже будто бы оправдываешь его преступления. Он, как и герой Набокова, облекает убийства в то самое "эстетически значимое поведение", приводя кучу аналогий из животного мира, библейских сюжетов, истории.

В финале герой проваливается в ад, после чего начинается веселенькая музычка "Hit the Road, Jack". Что можно принять за насмешку над двухчасовыми оправданиями героя.

Источники

Как читать "Лолиту". Мир Владимира Набокова / Arzamas

Владимир Набоков. О книге, озаглавленной "Лолита"