На кафедре нормальной физиологии состоялось Открытое заседание Московского отделения Физиологического общества им. И.П. Павлова на тему «Искусство танца и физиология». Мероприятие прошло в рамках XLIV Итоговой научной сессии НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина и кафедры нормальной физиологии.
Заседание открыл председатель Физиологического общества имени И.П. Павлова академик РАН, профессор Михаил Аркадьевич Островский. Он посвятил зрителей в историю развития Физиологического общества им. И.П. Павлова. Общество было создано в апреле 1917-го года в Петрограде, а с 1960 года представляет собой Физиологическое Общество имени И.П. Павлова, существующее и по сей день. Отрадным событием является возобновление заседаний Московского отделения Физиологического общества им И.П. Павлова в физиологической аудитории, в которой заседания традиционно проходили с 1955 года, когда кафедру возглавил академик РАН, профессор П.К. Анохин – автор теории функциональных систем.
Торжественное приветственное было предоставлено народному артисту Российской Федерации, профессору Валерию Алексеевичу Афанасьеву и заслуженной артистке Российской Федерации, солистке Большого театра, доценту Елене Андреевне Андриенко.
Валерий Алексеевич в своей речи отметил большую роль характера движений и пластичности в работе актёра, а Елена Андреевна представила небольшой доклад о взаимосвязи физиологии и искусства, приведя в пример систему методики обучения классическому танцу российской и советской артистки балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Используемая учениками балетных школ и по сей день система предполагает обучение танцовщиков сознательному подходу к движению и умению управлять своим телом.
Ярким и запоминающимся в программе открытия заседания стало театральное приветствие «Пластическая композиция», исполненное студентами 4-го курса Института Театрального Искусства им. И.Д. Кобзона (режиссёр Виктор Нижельской). Были представлены три завораживающие композиции по предметам пластика – «Воин», акробатика – «Свидание в Париже» и пластическое эссе по сценическому движению – «Пускай книга говорит с тобой». Студенты показали безупречно красивые номера и создали атмосферу театрального представления, позволив зрителям уйти от реальности в мир представления. В такие моменты начинаешь осознавать, как сценическое искусство при помощи движений может эмоционально воздействовать на человека.
В научной части заседания были представлены научные доклады Манами Сайто из Академии Научного Исследования Танца Японии по теме «Влияние угла разворота тазобедренного сустава на поддержание вертикальной позы и исполнение элементов классической хореографии в зависимости от возраста и уровня подготовки участников», а также В.А. Нижельского, научного сотрудника НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина по теме «Физиология и сценическое движение: первые результаты».
Манами Сайто представила результаты исследования, в котором участвовали три группы лиц: дети, взрослые-любители и профессиональные танцовщицы.
Испытуемые становились на специальную платформу и занимали различные позиции стоп: параллельно друг другу, с разворотом в 90 градусов, в первой балетной позиции, а так же в положениях стоя ровно или в позиции плие. При этом обращали внимание на угол осанки, угол наклона шейного отдела позвоночника, наклон таза и отклонение корпуса от центра давления. Было отмечено, что отклонение центра давления и корпуса у профессиональных танцовщиков в вывернутой назад позиции ног обусловлено тем, что артисты компенсируют отклонения центра тяжести перераспределением положения таза и грудной клетки таким образом, чтобы в целом не изменялась их осанка. Исследователь предполагает, что правильное развитие вертикальной позы является основой красоты балетного движения. Так же в исследовании был сделан вывод о том, что дети не могут самостоятельно контролировать угол наклона и центр давления. Так как выворотность стопы весьма травмоопасная для коленного сустава позиция и она должна начинаться от бедра, а не от стоп, педагог должен обращать на это особое внимание при обучении.
Было обращено особое внимание на то, что для детей и для взрослых нельзя применять одинаковую методику выставления правильной осанки. Педагог должен уметь находить индивидуальный подход и исследовать, какое влияние оказывает изменение осанки на давление на стопы, думать о последовательном обучении позиции балетной вывернутости.
Результаты данного исследования раскрывают аспекты физиологического обеспечения сложных комплексных движений человека и представляют практическую ценность для преподавателей балетных школ, школ искусств и танца.
Виктор Нижельской в своём исследовании «Физиология и сценическое движение: первые результаты» измерял «пластическую выразительность». Исследование было проведено с участием двадцати здоровых актёров-добровольцев. До и после исполнения пластического этюда проводили регистрацию самооценки участников исполнения, независимого мнения трёх народных артистов, а также оригинальной объективизированной оценки, полученной путём видеорегистрации поведения актёра на предварительно размеченной сцене с анализом схем движения исполнителя. В данном исследовании разработан подход к объективизации выразительности сценических движений, успешно предпринята попытка параметризации пластичности исполнения танца в связи с его эмоциональным воздействием на зрителей.
Заключительное слово было предоставлено директору НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина, член-корреспонденту РАН, профессору Сергею Константиновичу Судакову:
«Тонкие физиологические основы, лежащие в основе искусства танца... Подробнее...