Беседуя о компьютерных играх в жанре гонка с людьми разного возраста и мировоззрения, можно обнаружить интересную закономерность. Кто-то считает Porsche Unleashed лучшей гоночной игрой всех времен и народов, а кто-то восхищается коллекцией затюнингованных до безобразия авто в Underground 2. Некоторые до сих пор набивают миллионы очков, дрифтуя по каньону в Carbon, а другие предпочитают коллективные заезды на движке Frostbite 3 в Rivals. Этих людей объединяет знаменитая серия Need for Speed, которая за свою долгую жизнь опробовала на себе десятки экспериментов. Будем честны: не все идеи разработчиков увенчались успехом, однако благодаря постоянным экспериментам, серия, так или иначе, затронула многие области виртуального автоспорта. Поэтому неудивительно, что об NFS знают все, кто интересуется компьютерными гонками. Мы решили вспомнить богатое наследие этой серии, проанализировать ее взлеты и падения, узнать, какие эксперименты нашли одобрение фанатов, а какие заставили многих отвернуться от серии.
The Need for Speed
Что хотели?
Взять лучшее из серии Test Drive, поработать над реалистичным управлением авто, показать миру красивую и увлекательную гоночную игру.
Что получили?
Всегда сложно объективно оценить игру, которая была одной из первых. Еще не обладая опытом «геймера со стажем» и не будучи искушенным редкими шедеврами игровой индустрии, даже самую простую гоночку на офисном компьютере отца воспринимаешь как нечто немыслимо превосходное. Поэтому вспоминая первую NFS, которая вышла более 20 лет назад (1994 годя для 3DO, 1996 год – релиз на PlayStation), в голову лезут только приятные эпитеты. И, на самом деле, не зря. В этой игре есть почти все, что нужно фанату серии для счастья. В первую очередь это 8 уникальных автомобилей – автопарк для того года вполне приличный, в котором нашлось место и относительно простенькой Toyota Supra, и легендарной Lamborghini Diablo. Для каждой машины прикреплен ролик с реальным прототипом на трассе, который вместе с энциклопедическим описанием добавлял виртуальным моделям живости. Уже тогда у авто был уникальный вид от первого лица с работающими приборами и прорисованным салоном. Да, он был сделан одной текстурой, но смотрелся замечательно. Физика машин оказалась с большим уклоном на реалистичность. Первая NFS не стала от этого симулятором вождения, но основные эффекты, вроде заноса на повороте, были учтены, поэтому играть в The Need For Speed не так уж просто. В игре четыре типа гонок: одиночные заезды на время, игра против одного противника, гонка по круговым трассам с восемью врагами и турниры с начислением очков. Разнообразие на лицо, а масла в огонь подливали полицейские. Им было далеко до организации полноценной погони, однако копы дополнили игровой процесс и, развиваясь, впоследствии стали фирменной чертой серии. Поэтому нетрудно понять тот факт, что игра стала широко известной и получила множество наград.
Need for Speed 2
Что хотели?
Обновить автопарк, изменить физику, упростить игровой процесс.
Что получили?
NFS 2 вышла в 1997 году. На первый взгляд она мало чем отличается от своей предшественницы: графика стала получше, автопарк вырос, добавили новые трассы – вот и все. Однако за цифрой «2» в названии скрывалось куда больше нововведений, не все из которых понравились публике. Автопарк стал действительно новым. В него добавили довольно экзотические машины, которые мало кто в свете видывал. Тут вам и McLaren F1, и Lotus Elise. Сейчас они есть в любом консольном симуляторе и особой экзотикой не считаются, но когда-то это была единственная возможность погонять на этих новинках, пусть и в мире виртуальном. А ведь к машине снова прилагается ролик и подробная информация, которая несет большую ценность для автолюбителя. Физика в новой части оказалась в разы проще. Сугубо аркадная модель движения пошла NFS на пользу, так как игра стала комфортнее для потребителя, однако многие фанаты были не довольны упрощенным управлением. Хотя большее разочарование вызывали трассы. Несмотря на то, что они были якобы раскиданы по всему свету и выглядели разнообразно, ездить по ним оказалось скучно, повороты получились словно бы на одно лицо. Все трассы стали кольцевыми, а наматывание одинаковых кругов не особо приносило удовольствие. Также с дорог пропали полицейские. Впрочем, был в треках положительный и важный аспект: впервые в серии появились срезки, которые позволяли выбирать альтернативные маршруты для победы. NFS 2 нельзя назвать стопроцентно удачной игрой, и фанаты, в основном, раскритиковали ее, даже несмотря на явные плюсы. Что поделать, публике подавай шедевры.
Need for Speed 3: Hot Pursuit
Что хотели?
Сделать веселую и насыщенную игру, основанную на погонях с полицейскими
Что получили?
Уникальный продукт, отличная работа над ошибками, в которой у игроков впервые появилась возможность сыграть за полицейских. Раньше стражи порядка были лишь назойливыми препятствиями на трассе, которые мало что могли сделать опытному игроку. Hot Pursuit дала возможность исправить эту ситуацию собственными руками и почувствовать, каково это гоняться за нарушителями скоростного режима. Хотя обычные гонки никуда не делись, фирменной чертой третьей NFS стал именно режим погони. В нем гонщику для победы нужно не только прийти к финишу первым, но и спастись от преследования скоростной полиции. Благодаря тому, что внимание было сконцентрировано именно на этом геймплейном элементе, погони сделали большой шаг вперед. Появились кордоны на дорогах, крайне эффективные шипы и переговоры по рации, которые давали львиную долю атмосферы преследования. Трассы стали как никогда живописными, гонять на них было очень весело и интересно. Удалось музыкальное сопровождение. Бодрые инструментальные партии, которые всегда звучали к месту, драйв от скоростных погонь, отлично сбалансированная аркадная физика – все позволяло испытывать удовольствие не столько от победы, сколько от самого игрового процесса. В NFS 3 представлены новые наборы автомобилей, уникальные для полицейских и для гонщиков. Также появилась возможность загрузить новые машины с официального сайта (EA уже тогда полюбили раздавать дополнительный контент). Однако именно в третьей части навсегда пропали клипы с автомобилями, поэтому игрокам приходилось довольствоваться только видом компьютерных моделей. Но этому грустному нюансу было не по силам перетянуть на себя часу весов. Третья Need for Speed оказалась великолепной.
Также читайте нашу статью о самых хардкорных играх для Nintendo Wii