«Страдания юного Вертера» - роман великого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте. В момент, когда в Европе «культ разума» активно противостоит «культу чувства», он выпускает книгу о любви, в которой все не могут сдержать слёз.
Наверное, произведение, опубликованное в 1774 году, едва ли есть у большинства современных людей в списке «обязательно к прочтению». От одного названия веет архаичностью. Однако попробуем разобраться, зачем нам это нужно и чем это интересно.
Роман в письмах
Роман выстроен в форме писем главного героя к одному из своих друзей. Подобная форма всегда сокращает дистанцию между читателем и повествователем, тем более когда за дело берётся мастер. В какой-то момент просто пропадает осознание того, что читаешь художественную литературу.
Френдзона - это действительно больно
Сюжет книги хорошо известен, но проговорим его снова. Молодой человек убегает от шума городов в деревню, там встречает очаровательную даму Шарлотту, с которой они так быстро находят общий язык, что у Вертера не остаётся сомнений: это судьба. Прекрасны сцены, в которых описываются первые диалоги Лотты и Вертера.
Но счастье длится недолго. У девушки есть любимый жених, а Вертер для неё - просто друг. Жениху он тоже понравился. И так завязывается эта странная дружба, в которой кое-кто постоянно плачет.
И стоит ли судить парня за его слёзы? Только если вы никогда не чувствовали то же самое.
Синдром Вертера
Продолжим о сюжете. Главный герой долго терзается, разрываясь между чувством и честью. И, в конце концов, убивает себя. Это не спойлер, это архетип.
Синдромом, или эффектом Вертера называют волну подражательных самоубийств, повторяющих судьбу персонажа или известной личности. Так, после прочтения свежевышедшего романа в письмах, молодые люди всаживали себе пулю в сердце, а после «Бедной Лизы» Карамзина впечатлительные девушки топились в пруду.
Всё это выглядит иронично, пока не проходишь по строкам от начала до конца и не понимаешь, насколько убедительно это произведение, насколько оно располагает к эмпатии.
Однако цель писателя - убить себя в произведении и позволить так же выдуманно умереть читателю. Пишущие не призывают к самоубийству, а хотят спасти от него. Но месседж часто принимался со сбоями. Самому Гёте было очень тяжело от этого.
Дружим с модернистами
Гёте для Европы и в частности для Германии - это как Пушкин для России. И поэтому, пока у нас Цветаева писала, что Пушкин бы своей смертью не умер и ходил бы с ней по лесу в 19.. году, в Германии Гессе писал о великом Гёте, которого все видят и понимают не так.
Писатель стал ориентиром для множества больших авторов XX века. Чтобы понять некоторые отсылки и откуда вышли все, кого мы так любим и уважаем, стоит прочитать Гёте. И начать с Вертера.
Екатерина Овчинникова, 11.05.2019
Предыдущие тексты автора:
Что почитать у Кундеры? Рассказы, романы, эссе
Любимые байки о русских писателях: Пушкин, Тургенев, Цветаева и другие