Найти в Дзене
КмиК | Кино и Книги

"Педагогическая поэма" как справочник руководителя

Оглавление

Автор: Макаренко Антон Семёнович

Место действия: колония для несовершеннолетних преступников и беспризорных им. М. Горького (под Полтавой)

Время действия: 20-е годы ХХ века

Время написания: 1925-1935

Время первого издания: 1933-1934-1935 в альманахе XVIII по частям, в 1937 - первое книжное издание

Антон Семёнович Макаренко (1888 - 1939) - один из величайших мировых педагогов ХХ века по версии ЮНЕСКО. Большинству из нас он известен благодаря произведению "Педагогическая поэма". "Поэма" - почти документальная книга, в которой он описывает свой опыт руководства колонией по исправлению малолетних преступников. Впрочем, подобного ярлыка он старался избегать. В его колонии были дети, со своими характерами, сложностями, проблемами и талантами. Для него в колонии был коллектив, целостный, вместе решающий проблемы, вместе воспитывающий новое поколение. Для него воспитание в колонии стало смыслом и делом его жизни.

Повествование ведётся от первого лица. Книгу вообще можно назвать литературным дневником, с помощью которого Макаренко не только пытался донести основные сложности и принципы работы с подростками, но и выплеснуть свои переживания, поделиться эмоциями, найти отдушину.

Способствовал мотивации к написанию, помогал в процессе и с изданием другой значимый на тот момент писатель - Максим Горький. Всё-таки недаром колония носила его имя. И сам Макаренко, да и подопечные любили Горького, писали ему письма и с охотой разговаривали в моменты, когда он приезжал в колонию.

Сюжет

О чём же рассказывается в произведении? Получив назначение на руководство колонией, главный герой пребывает на место, где она должна быть. Вот только попадает он чуть ли не в чистое поле. Старые покосившиеся и прохудившиеся бараки почти без мебели, отсутствие хозяйства, с одной стороны - лес, с другой - деревня с процветающими кулачными взглядами. Ни нормального финансирования, ни особой помощи, ни защиты от бандитов и воров. А времена-то были не из простых. Гражданская война ещё не окончена, пропитания и одежды на воспитанников почти нет. Из помощников - Калина Иванович в качестве завхоза старой закалки, да немногочисленные воспитатели.

Вид на главный дом второй колонии им. М.Горького Источник: http://www.makarenko.edu.ru
Вид на главный дом второй колонии им. М.Горького Источник: http://www.makarenko.edu.ru

Почти сразу оказавшись один на один с воспитанниками, Макаренко понимает, что научный подход, который ему преподавали не работает. Но как в таком случае быть? Как работать? Как не только выжить в неблагоприятных условиях, но и дать достойное воспитание своим подопечным? Методом проб и ошибок (вплоть до применения Макаренко физической силы в адрес подопечных), благодаря открытости и живому уму, Макаренко удаётся вполне удачно не только улучшить жилищные условия, но и создать настоящий рабочий коллектив, который способен был хорошо трудиться, от души веселиться и счастливо жить. Как ему это удалось? На основе частных историй, рассказываемых Макаренко в "Педагогической поэме", можно составить отдельный справочник руководителя, который я привожу ниже.

Краткий справочник руководителя

Далее приведены основные мысли, которые следуют из опыта руководства Макаренко колонией. После его прочтения легко согласиться, что в такой формулировке - это отличное пособие для руководителей не только в педагогической среде, но и в бизнесе. К слову, в передовых и крупных компаниях именно этими принципами и пользуются.

- Для построения коллектива нужна общая деятельность

- Кризисы - ключевые точки перехода коллектива на следующую стадию роста

- Со стороны руководителя важна жёсткая, непрогибаемая, но ясная коллективу линия поведения

- Руководитель публично всегда на стороне коллектива. Частные проблемы разбираются внутри самого коллектива

- Коллектив строится на личностях и индивидуальных особенностях

- Руководителю важно иметь поддержку среди неформальных лидеров

- Даже (особенно) в критические и сложные моменты для коллектива, руководитель должен быть максимально открытым перед коллективом

- Внешние связи и контакты позволяют взаимовыгодно достигать целей

- Руководитель - равный по условиям и правам, но не равный по полномочиям и ответственности член коллектива

- Радикальные методы решения кризисов могут способствовать их преодолению при следующих условиях: 1) Радикальность метода осознаётся всеми участниками коллектива 2)Радикальный метод не становится нормой преодоления кризиса 3) Воспринимается искренним, открытым и естественным для решения частной конкретной ситуации в пиковый момент

- Доверие исполнителю задач соответствующего уровня сложности и "на вырост"без дополнительного надзора со стороны руководителя способствует включению исполнителя в общую деятельность и повышению внутренней ответственности за конечный результат

- Наличие профессионалов высокой квалификации повышает общую работоспособность всего коллектива

- Наличие не только профессиональных, но и смежных зон ответственности позволяет мобильно управлять ресурсами и быстрее решать поставленные задачи

- Качественный прорыв коллектива невозможен без справедливого наказания или "удаления" токсичных членов коллектива

- Замена одной парадигмы развития коллектива на новую возможна при высокопрофессиональном и эффективном её внедрении, при этом коллектив должен быть ознакомлен со всеми возможными улучшениями и проблемами, с которыми может столкнуться коллектив.

Виды изданий

На данный момент можно выделить два вида изданий "Педагогической поэмы": классическая версия и восстановленная.

Слева: переиздание классической версии от издательства МИФ. Справа: полная восстановленная версия от издательства АСТ
Слева: переиздание классической версии от издательства МИФ. Справа: полная восстановленная версия от издательства АСТ

Классическое издание - привычное большинству читателей произведение, отчасти подвергшееся цензуре при издании. В разные года книга могла лишаться кусков различных объёмов. Однако, это не мешает наслаждаться целостным произведением, и основные мысли, в том числе и "справочник руководителя" здесь сохранены.

В 2003 году появилось расширенное издание. Здесь стоило бы обрадоваться возвращению произведения в изначальной задумке автора. Впрочем, есть здесь и свои проблемы. Например, в полную версию вошли не только вырезанные цензурой слова, строки или целые главы, но и некоторые отрывки, которые могли быть вычеркнуты самим автором. К тому же объём произведения в таком случае значительно раздувается и теряется динамика повествования.

Хотелось бы вспомнить и про одноименный фильм 1955 года. Да, сегодняшнему зрителю он может показаться наивным, но большую часть смысла передаёт, да и ознакомиться с историей позволяет. Чего нет в фильме, так это глубоких внутренних переживаний Макаренко, которые делают его живым на страницах "Педагогической поэмы".

Подробнее о жизни самого Антона Макаренко можно прочитать в нашей статье "Важные люди. Антон Семёнович Макаренко"

Спасибо, что дочитали до конца! Если статья понравилась, ставьте "большой палец".
Хочется поделиться своим мнением или обсудить формат статьи - пишите в комментариях!
И не забывайте подписываться на КмиК, чтобы не пропустить новые материалы.