Мерс Каннингем + Реи Кавакубо
Невозможно остаться равнодушным ни к хореографии Мерса Каннингема, ни к туалетам Реи Кавакубо: вы либо полюбите их, либо отвернетесь с отвращением. Логично, что творческий симбиоз этих двоих, явленный зрителю впервые в 1997 году на сцене Бруклинской музыкальной академии, где Кавакубо стала дизайнером костюмов для постановки хореографии Каннингема, мог только усилить эту полярность восприятия.
Мерсье Филип "Мерс" Каннингем (1919–2009), ставший солистом танцевальной труппы Марты Грэм в начале 40-х годов, в 1953 году создал собственную Танцевальную труппу Мерса Каннингема, собственный стиль и школу современного танца, обессмертившую его имя.
Раздраженный преувеличенно-неестественными эмоциями, выражаемыми в танце пластикой, которая, в свою очередь, привязана к звучащей музыке, Мерс Каннингем поставил более 150 оригинальных танцев, в которых отделял движение танцора от звучащей музыки, тем самым освободив его от оков музыкальной композиции. Движения в хореографии Каннингема в течение одной минуты могут варьироваться от неуклюжих до утонченных, от яростных — до умиротворяющих.
Воплотить подобную хореографию на сцене было под силу только компании подлинных единомышленников.
Мерс Каннингем на протяжении всей своей карьеры активно сотрудничал с лучшими современными художниками в оформлении своих постановок. В разное время с его танцевальной труппой работал и Фрэнк Стелла, и Джаспер Джонс, и Энди Уорхол.
Из дизайнеров одежды подобной чести впервые удостоилась легендарная Реи Кавакубо (1942 г.р.), которая не преминула сразу же отклонить предложение Каннингема.
Давным-давно Мерс спрашивал меня, не хочу ли я создать костюмы к его постановке, но, поскольку я знать ничего не знаю о танцах, я была вынуждена отказаться.
(Реи Кавакубо, Time Out New York, 1997 г.)
Когда в 1997 году Кавакубо создала свою знаменитую весенне-летнюю коллекцию "Тело знакомится с платьем — платье знакомится с телом", которая была прозвана "Квазимодо" рядом шокированных корреспондентов модных изданий. Непривычные, уникальные силуэты Кавакубо произвели в мире моды эффект, сходный с землетрясением.
В коллекции были представлены облегающие туалеты, деформированные в самых непривычных местах объёмными пуховыми опухолями.
(Джудит Турман, New Yorker, 2005 г.)
Костюмы со встроенными подушками как раз на тех частях тела, которые настоящие модницы стремятся уменьшить, тренируясь в спортзале.
(Джон Уотерс, 2010 г.)
Этой коллекцией Кавакубо уверенно вписала свое имя в историю моды, а с легкой руки Мерса Каннингема — и в историю современного танца.
Когда я создавала коллекцию весна/лето 1997, у меня внезапно появилось это интуитивное чувство, что она может стать и одеждой для танцоров.
(Реи Кавакубо, Time Out New York, 1997 г.)
Кавакубо учла потребности танцовщиков, а потому доработала отдельные модели своей коллекции специально для Танцевальной труппы Мерса Каннингема, усилив швы и заменив традиционную ткань на более эластичную.
Я была поражена и взволнована внезапной мыслью, что танцевальное движение доведет процесс деконструкции тела, который начала моя одежда, до апогея. И первая же репетиция в костюмах потрясла меня.
(Реи Кавакубо, Time Out New York, 1997 г.)
Костюмы Кавакубо оказались настоящим вызовом танцовщикам, которые, освоив сложнейшую хореографию Каннингема, теперь должны были привыкнуть двигаться в этих странных костюмах.
В одном фрагменте танца я должна лечь и перекатиться на живот. Сделать это с пуховыми накладками было и трудно, и смешно одновременно.
(Дженнифер Гоганс, танцовщица, интервью 2014 г.)
А вот другой член труппы Каннингема, Мэтью Мор, также работавший в костюмах Кавакубо, оценил вклад дизайнера иначе, сказав, что, введя в костюм скульптурные элементы, Кавакубо чрезвычайно усилила всю постановку Мерса.
Успех совместной работы хореографа и дизайнера в создании легендарной постановки, по всем законам здравого смысла обреченной на провал, можно объяснить лишь готовностью обоих смело и азартно идти по пути эксперимента и не бояться провала, который мог бы встретить их в финале.
Больше о моде, как о культурном явлении — на нашем канале МОДА