Чтобы войти в Кувуклию мы стояли чуть больше трех часов. Приехали в Храм Гроба Господнего. Первый вопрос – сразу к месту воскресения или экскурсия по храму? Гид торжественно: «Очередь маленькая, давайте сначала в Кувуклию».
Мы выстроились в очередь, которая почему-то перестала двигаться. Стоим, разглядываем храм. Фотографируем. Снимаем. А очередь не движется.
Я пошла зажгла свечи от благодатного огня. Потушила их в воде. Очень интересный процесс. Приложилась еще раз к камню помазания, что у самого входа в храм. Вернулась. Очередь не двигается.
Начал играть орган. В толпе пронесся шепот «католическая служба. Сейчас отслужат и Кувуклию откроют».
В общем стоим. Слушаем орган. Немного утомительная музыка, но красиво. «Отслужили» с католиками )) Когда в их пределе потушили свет, орган закрыли, а люди разошлись, мы конечно обрадовались – сейчас сможем приложиться.
Ан-нет. Прибежали армяне. Стали служить свою вечерню. Мы понять не можем – греки или армяне служат. Батюшка с кадилом ходит вокруг Кувуклии, нас кадит. Мы кланяемся, а что делать?))
«Отслужили» с армянами. Так незаметно пролетело два вечерних богослужения. И наконец открыли вход в Гроб Господень.
В очереди все устали. Толкались невероятно. Но монахи здесь строгие. Одно лишнее движение – и выгнать могут. Поэтому особой ругани не было. Все молча пытались друг друга "подавить". Я очень худая, поэтому меня без труда впечатали в стену Кувуклии, прямо возле окошка, через которое патриарх благодатный огонь передает. Я пошутила, что место, конечно, особенное, но умирать я не намерена. Поэтому со всем усилием пришлось опереться на руку и чутка отодвинуть навалившуюся толпу ))
Так толкаясь и улыбаясь мы добрались до входа в Гроб Господень.
Я зашла в эту маленькую «пещерку» и даже понять не смогла, где я. Усталость, давка и такой внутренний трепет, что мыслей не слышно. Опустилась на колени у гроба Господнего и… кто его знает о чем я думала? Чтобы вообще о чем-то подумать там, нужно не одну минуту стоять. Чтобы осознать величие места нужно и не один час провести здесь. А так, когда в потоке людей, среди тысяч верующих, ты только уносишь с собой воспоминание. Как-будто приснилось тебе, что ты заходил сюда. Увидел в телевизоре, а потом приснилось…
Но я там была. Прикасалась лбом к самой великой в мире святыне. Помню это. Знаю, что пронесу это через всю жизнь. И Слава Богу, что пришлось постоять. Физическая усталость всегда приоткрывает Бога. Она дает духовному лучше раскрыться. Ощутиться более явно!