А вы знаете, друзья, что в 1883 году в Санкт-Петербурге по высочайшему желанию императрицы Марии Федоровны была создана Практическая школа кружевниц? Разумеется, это учебное заведение было названо в честь своей попечительницы — Мариинская.
Я слышала о ней, но никогда глубоко не вникала, повода не было - не совсем моя отрасль. И вот, собирая материал для этой статьи, просто в восторг пришла от размаха и результатов! Думаю, вам тоже понравится.
Но получилось длинновато - наберитесь терпения.
Потрясающее заведение — Мариинская Практическая школа кружевниц — стало готовить мастериц кружевоплетения, которые по окончании обучения вернутся к себе на родину и продолжать работать — обучать односельчан ремеслу.
Кружевницы могут работать дома, им не требуется много места или какие-то особые условия. Подушка для плетения, коклюшки, нитки да сколки (технические рисунки) - вот и все. Ремесло малозатратное, выгодное, а продукция более чем востребованная.
Школа начинает работу. Набраны первые 4 ученицы: 2 из Вологды и 2 из Торжка. Это только начало, постепенно их количество выросло до 35. За 30 лет существования школы в ней обучились около 1000 учениц почти из всех губерний России.
Все ученицы содержались за казенный счет и получали стипендию в размере 50 рублей в год. В то время это был средний заработок кружевницы по стране. Заметьте, это было в царской России!
Когда я увидела программу обучения кружевниц, которую составляла лично императрица, у меня округлились глаза. Смотрите сами: кроме кружевоплетения учились рисовать и фотографировать изделия, составлять и копировать рисунки, чертить карандашом и тушью.
Я уже не говорю о кройке и шитье, вышивании, ковровом и ткацком деле, которое тоже изучалось - иначе я просто не закончу писать)). Арифметика и письмо, чтение и закон Божий, составление приходно-расходных книг… нет слов!
Оказывается, и Максимилиан Егорович Месмахер, директор училища технического рисования имени барона Штиглица, участвовал в этом. Он предложил на базе училища давать ученицам уроки по рисунку.
Хочу сказать, что попасть в это училище было большой удачей. Для обучения студентов в его стенах были собраны образцы лучших работ мастеров Европы, фотографии и орнаменты.
Сегодня собрание коллекций училища передано в Эрмитаж. Это потрясающее учебное заведение!
Если в Европе существовали каталоги кружевных узоров, то в России ничего подобного еще не было. Кружевницы сами разрабатывали узоры, наносили их на бумагу. Получался технический рисунок — скОлок.
Сколки бережно хранили: наклеивали на коленкор и собирали в альбомы. Вот так и первые кружевные каталоги появились…
Великолепное обучение привело к тому, что уже через 2 года была устроена первая выставка работ учениц. Впоследствии их было множество, причем, по всему миру! Копенгаген, Антверпен, Чикаго, Стокгольм, Париж…
Чем больше узнаю о Марии Федоровне, тем больше ей восхищаюсь.
Занятия в школе не прекращались круглый год. Представляете, друзья, для того, чтобы ученицы могли дышать свежим воздухом, императрица ежегодно из собственных средств выделяла сумму для найма загородной дачи! К девочкам приглашались врачи, а окулист наблюдал их постоянно.
И вот эта чудесная школа прекратила свое существование после революции. Как только подумаю о том, на каком уровне сейчас могло бы быть это искусство в нашей стране, просто больно становится...
Следующая кружевная история здесь: Кружевная Россия: как выглядит балахнинское кружево
Еще больше интересного, в том числе и о кружеве, вы найдете в «Навигации по каналу».