Найти тему
История Брендов

Как на ЛФЗ придумали кобальтовую сетку

Кроме множества сувениров в виде магнитиков, канцелярии и самых вкусных конфет с кондитерской фабрики им. Крупской туристы часто везут из Санкт-Петербурга изящнейшие чашечки с кобальтовой сеткой и другую красивую посуду с Ломоносовского фарфорового завода. В 2044 г. предприятию исполнится 300 лет. Но, пожалуй, ЛФЗ встретит еще не один юбилей.

-2

Раскрывая секреты

В 1744 г. основать Русский фарфоровый завод (тогда еще Невскую порцелиновую мануфактуру) повелела императрица Елизавета Петровна. Наладить производство фарфора по европейской технологии, привезенной с Великим посольством хотел еще Петр I, но не сложилось. Так что, продолжать дело пришлось его дочери.

-3

Открытием изготовления фарфора в России мы обязаны русскому ученому Дмитрию Виноградову. Сырьем для первой продукции стали глина из Гжели и кварц с алебастром из Олонца. Это были табакерки, которые производились исключительно для царицы, а та в свою очередь дарила их приближенным в знак особого расположения. В 1756 г. был построен горн, и первый сервиз «Собственный» тоже попал прямиком на стол к императрице.

-4

Еще позже стали делать фарфоровые фигурки, а с воцарением Екатерины II мануфактуру стали называть «Императорским фарфоровым заводом», и перед мастерами (обучавшимися, кстати, в местных школах) была поставлена новая задача: наделать фарфора «на весь крещеный мир». На всю Россию, то есть.

-5
«Нынешний фарфор есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».
Этнограф и путешественник И. Г. Георги о продукции Императорского завода (1794 г.).

Новое искусство

И действительно, на фарфоровую посуду начали смотреть как на произведение искусства. Иные сервизы насчитывали до тысячи предметов, выпускались целые коллекции фигурок. Дело Елизаветы жило и при Павле I, который даже гостей водил посмотреть на производство.

-6

При Александре I в росписи посуды использовались европейские технологии, но самобытность русской культуры роспись отражала очень точно. Так, например, сервиз «Гурьевский» был посвящен победе в Отечественной войне 1812 г. Изображались русские монархи и прославленные полководцы; огромную популярность в это время обрели вазы. А вот при Николае I на чашечках и блюдцах появились репродукции картин мировых классиков.

-7

В 1844 г. к столетию завода был открыт музей фарфоровых изделий. Экспозицию для него собирали очень долго: просто в какой-то момент начали выпускать по два идентичных продукта, один – для использования по назначению, а второй – для музея. Сейчас он насчитывает около 2000 экспонатов.

-8

После революции

Ассортимент продукции изменился почти полностью. Мастера наверняка соскучились по красивой посуде и фарфоровым фигуркам, в те сложные дни занимаясь исключительно лабораторными сосудами, жаропрочной посудой, свечами для зажигания и т.д. После революции завод национализировали: из императорского он превратился в государственный. И об изысканных изделиях здесь забыли надолго.

-9

В приоритете была практичность. Изделия теперь производились для технических целей, и даже если случалось выпускать посуду, она отправлялась на международные конкурсы. Не без трофеев! На Всемирной выставке в Париже наши изделия завоевали золотую медаль в 1925 году.

-10

Даже характер росписи в годы советской власти хотели поменять радикально. Сделать это однако не удалось: спасали вековые традиции и опыт старых мастеров, поэтому орудием пропаганды ленинградский фарфор не стал.

-11

В годы блокады на изделиях появилась знаменитая кобальтовая сетка. Страшную историю этого символа рассказала сама автор узора – Анна Адамовна Яцкевич. Она отказалась эвакуироваться вместе со всеми и чем могла помогала фронту: маскировала корабли красками по фарфору. В те годы все окна в Ленинграде были заклеены крест-накрест – от взрывов. И как-то раз Анна Адамовна обратила внимание на одно такое окно… Так и появилась роспись.

-12

Именно на Ломоносовском заводе впервые в России внедрили технологию производства тонкостенных изделий. Сегодня продукция ЛФЗ экспортируется в 30 стран мира.

Другие интересные статьи для вас:

Дьявол носит Prada

Юбер де Живанши - дизайнер, который хотел стать летчиком

MAC - империя красоты, которая начиналась на кухне

Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки, и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов.