Найти тему
Русский Дизайн

Красноярский речной вокзал, отмеченный на международной выставке в Брюсселе серебряной медалью

История вокзала, как и история всех речных и железнодорожных вокзалов в стиле «сталинский ампир» берет свое начало на Химкинском водохранилище – в Москве. Построенное здание вокзала в 1937 году по проекту архитектора А.Рухлядева оно опередило время и определило во многом внешний облик столичных высоток, построенных уже в 50-е годы.

Красноярский речной вокзал. Автор снимка: Дмитрий Юрлагин
Красноярский речной вокзал. Автор снимка: Дмитрий Юрлагин

Что же касается Красноярского речного вокзала, отличает которое суровость, массивность форм, то им непосредственно занимался столичный архитектор вдохновленный опытом речного вокзала на севере Москвы. Однако Великая Война не позволила приступить к реализации проекта. Только в 1948 году местная комиссия приступила к рассмотрению проекта столичного архитектора Курносова и выводы были неутешительны, проект имел «сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом». Т.о. проект был полностью переработан уже местным архитектором – А.Голубевым.

Московский речной вокзал. Автор снимка: Евгений Чесноков
Московский речной вокзал. Автор снимка: Евгений Чесноков

Первоначальный проект вокзала принадлежащий московскому архитектору нам найти не удалось (есть мнение, что местным архитекторам попросту наплевать на историю своего города), однако, можно утверждать с большой долей уверенности, что выводы комиссии были справедливы, ведь переделка того стоила хотя бы потому, что в 1958 году на международной выставке в Брюсселе здание было отмечено серебряной медалью.

Остается только догадываться, что же предлагал столичный архитектор, сильно ли проект походил на московский речной вокзал, или напротив – был «перегружен» настолько, что комиссия была вынуждена внести правки несовместимые с убеждениями и вкусом архитектора.

Вид на вокзал из города. Снимок с сайта: http://gornovosti.ru/news/gorod-imyon/item/na-vokzal-hodili-kak-v-muzej/
Вид на вокзал из города. Снимок с сайта: http://gornovosti.ru/news/gorod-imyon/item/na-vokzal-hodili-kak-v-muzej/

Но не все так радужно обстоит с вокзалом и в наше время, статья от 2018 года уже с первых строк дает понять, что лучшие времена вокзала остались далеко позади. Так работница Красноярского порта В.Чупрова вспоминает:

Когда смотрю сегодня на неработающий опустевший речной вокзал — душа болит. Я ведь помню его открытие в 1952 году — это был настоящий городской праздник, с огромным количеством народа, с торжественным разрезанием красной ленточки.
Источник: http://gornovosti.ru/news/gorod-imyon/item/na-vokzal-hodili-kak-v-muzej/

Но хочется верить, что главная визитная карточка города, занятая под торговые площади, вернет прежний статус - главного порта Енисея.

Русский Дизайн