«Экспрессионист, мигрант, европеец». Такое название получила открывшаяся в венском Музее Леопольда ретроспектива Оскара Кокошки. Мы решили разобраться, почему именно эти определения кураторы вынесли в заглавие выставки. А еще в том, почему сам Кокошка окрестил себя «художником-дегенератом».
— Особая эмоциональность — отличительная черта экспрессионизма.
И Оскару Кокошке она была присуща, как ничто другое. «Я думаю, я единственный настоящий экспрессионист… Я не экспрессионист, потому что экспрессионизм — одно из направлений современной живописи. Я не последовал ни за одним направлением. Я экспрессионист, потому что не умею делать ничего другого, кроме как выражать экспрессию жизни… Четвертое измерение на моих картинах — проекция меня самого», — говорил художник.
— Эмоциональным Кокошка был не только в любви (чего только стоит история его связи с Альмой Малер и последующее создание куклы, которая была похожа на любовницу художника и которой он в конце концов отрубил голову), работе и дружбе.
Даже вещами он окружал себя лишь теми, которые вызывали у него сильный отклик. Художник собрал свою «коллекцию диковинок». В нее входили самые разные предметы: мексиканская марионетка-скелет, пластмассовая фигурка ослика, качающего головой, статуэтки индийских божеств и многое другое. Что-то Кокошка хранил у родителей, что-то все время таскал с собой, некоторые предметы и вовсе терял. А еще переносил изображения вещей на свои холсты. А вместе с ними и свое впечатление от этих предметов.
— Оскар Кокошка был настоящим европейцем.
Художник с чешскими корнями, настоящую славу он обрел в Австрии. Собственно, его экспрессивный нервный стиль сложился как раз в Вене. И там же вызывал многочисленные споры и даже скандалы. Австрийский император Франц-Иосиф однажды, увидев одну из работ Кокошки, воскликнул: «Что это за уродство?»
А вот богатые венцы, напротив, выстраивались в очередь к художнику, чтобы заказать ему свой портрет. Получавшиеся полотна нельзя было назвать ни парадными, ни комплиментарными. Модели явно страдали от собственных страстей, были совсем не красивы и к тому же невротичны.
— В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Кокошка решил пойти на нее добровольцем.
Он записался в кавалерию и благодаря протекции друзей попал в престижным драгунский полк. На деньги, заработанные с продажи картин, Кокошка купил лошадь. Когда художник покидал Вену и уходил на фронт, архитектор Адольф Лоос сделал снимок, на основе которого были выпущены открытки, пользовавшиеся большим спросом. Провоевал Кокошка впрочем не так долго. В начале весны 1915 года Вену потрясло известие — известный художник героически погиб. Кокошку оплакивали, но неожиданно он «воскрес». Оказалась, что художник был ранен, попал в плен, а потом был обменян.
— В 1919 году Оскар Кокошка стал профессором Дрезденской академии, в 1922-м — поехал участвовать в Венецианской биеннале.
Он находится на волне успеха. Но в один прекрасный день сообщает швейцару, что ему все надоело и он едет путешествовать — на ближайшие пару лет. Художник проехал по Европе, отправился в Африку и Средиземноморье. Тогда же он начал писать пейзажи — такие же нервные и вибрирующие, как и создаваемые им портреты.
— Кокошку называли «странствующим рыцарем» и изгнанником.
После прихода к власти нацистов художнику пришлось мигрировать. Из Дрездена — в Прагу, из Праги — в Лондон. Живопись Кокошки бесила идеологов нацизма. В 1937 году его работы стали частью выставки «Дегенеративное искусство». Кто-то из художников, чьи произведения также попали в экспозицию, смолчал. А вот Кокошка ответил. Он написал автопортрет, на котором изобразил себя с широкими плечами и объемными мышцами, а лицу придал стилизованные черты лиц «истинных арийцев» с нацистских пропагандистских плакатов, причем именно эти черты и добавили интеллигентному лицу художника дегенеративности.
— В 1947 году Оскар Кокошка наконец обрел свое постоянное пристанище.
Художник поселился в Швейцарии, где в мире и покое провел последние 30 лет жизни на берегу Женевского озера. Кокошка шутил, что хочет рисовать кузнечиков. И в Швейцарии его желание исполнилось.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и перестать его бояться» — на Лабиринте.