Найти в Дзене
Архивариус Кот

В поисках французской королевы

К дню рождения М.А.Булгакова

- Да и притом вы сами – королевской крови.

– Почему королевской крови? – испуганно шепнула Маргарита, прижимаясь к Коровьеву.

– Ах, королева, – игриво трещал Коровьев, – вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами. Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что её прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам.

Кому не знаком этот диалог? И кто не пытался разобраться в «вопросах крови», которых, как всегда, гораздо больше, чем ответов?

Конечно, Булгаков очень часто провоцирует читателя: его великий роман изобилует «нестыковками», часть которых объясняют недоработанностью произведения. Но ведь есть и другая часть – заведомая амбивалентность.

Так, например, невозможно чётко определить год, в который происходят события «московской» части романа (например, ходят троллейбусы – не раньше 1934 г.-, но указаны дни недели – а с конца двадцатых до 1940 г. была шестидневка). Невозможно точно указать многие адреса – готический особняк Маргариты должен бы находиться в одном из арбатских переулков, но там ничего подобного нет, а «прототип» особняка вроде бы стоит на Спиридоновке.

Может быть, и в истории с королевой то же самое? Все связывают булгаковскую героиню со знаменитой королевой Марго, воспетой Дюма. Вспомним встреченного Маргаритой на реке голого толстяка в цилиндре:

– Ой! – тихо воскликнул он и вздрогнул, – простите великодушно, светлая королева Марго! Я обознался. А виноват коньяк, будь он проклят! – толстяк опустился на одно колено, цилиндр отнёс в сторону, сделал поклон и залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара, и про коньяк, и про то, что он подавлен грустной ошибкой.

Итак, самое распространённое умозаключение: Маргарита – потомок (естественно, незаконный) «той самой» королевы Марго.

Маргарита де Валуа
Маргарита де Валуа

И сразу же возражение – у королевы Марго детей не было!

Можно, конечно, и поспорить: некоторые писатели утверждают, что у неё родилось двое детей от любовника Шанваллона, Маргарите приписывают фразу, в запальчивости сказанную супругу: «Ваши незаконные дети всё равно будут бастардами, а мои – принцами крови!» Даже из этого видно, что «пользоваться репутацией смиренницы» оная дама никак не могла.

А может быть, дело в другом? Почему «одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке»,- это именно «та» Марго? Ведь была же и ещё одна! Кстати, в честь неё была названа «наша» Марго!

Знатокам французской литературы хорошо известен сборник новелл «Гептамерон». Автором его была… королева Марго, да только совсем другая!

Французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции, королева Наварры (то есть тоже французская королева). Её имя известно куда меньше: можно назвать лишь одно посвящённое ей литературное произведение - пьесу Э. Скриба «Новеллы королевы Наваррской» (у нас обычно ставится под названием «Тайны Мадридского двора»), куда менее популярную, чем роман Дюма.

Маргарита Наваррская
Маргарита Наваррская

Кстати, сравним время их жизни: Маргарита Наваррская - 1492-1549, Маргарита де Валуа (она же «Королева Марго») - 1553-1615, то есть в XVI веке обеими прожито примерно одинаково.

Теперь посмотрим на другие детали. Сама Маргарита Наваррская ни в каких любовных авантюрах замечена не была, однако стала прародительницей прославленных своими амурными похождениями королей. Если даже поверить слухам о незаконном происхождении «короля-солнца» Людовика XIV, всё равно останется её родной внук, знаменитый «король-сердцеед» Генрих IV (кстати, муж «нашей» Марго). Это о нём поётся: «Ещё любил он женщин и знал у них успех». Дотошные историки подсчитали, что количество его фавориток - около пятидесяти (а количество внебрачных детей - ?)

Генрих IV
Генрих IV

И тут очень интересна бессвязная речь "про кровавую свадьбу" его "друга в Париже Гессара": «кровавая свадьба», несомненно, Варфоломеевская ночь, бывшая после венчания Генриха IV и Марго; сам же толстяк (цилиндр которого явно указывает на принадлежность к XIХ веку), видимо, перепутав всё спьяну, был, очевидно, другом жившего в позапрошлом столетии Франсуа Гессара, издателя переписки Маргариты де Валуа.

Генрих же IV, в свою очередь, стал дедом «весёлого короля» Карла II Английского, известного тем, что, не оставив после себя законного потомства, он стал отцом, по меньшей мере, четырнадцати внебрачных детей — это только те, которых он сам признал, число же его возлюбленных не могли назвать даже самые преданные слуги монарха.

Карл II
Карл II

Конечно, я не претендую на решение «самых сложных вопросов в мире», но вполне вероятно, что и в «королеве Марго» заключена всё та же двойственность.

Великим мистификатором был Михаил Афанасьевич!

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Мои другие статьи о литературе:

«Любовь трубадура» здесь

«Полёт Орлёнка» здесь

«Опередивший время» здесь

Навигатор по всему каналу здесь