С чего бы «Волкодаву» оказаться на полке феминистской литературы? Славянское фэнтази – да, но это же про воина добра, защитника слабых - карающая десница богов! Боевик в декорациях древних времен. Не так все просто.
Помимо Волкодава, бесспорно рыцаря без страха и упрека, в романе достаточно ярких женских персонажей. Первая, хрупкая, но сильная Ниилит – эталон тонкой красоты, преданности, мягкости, любви и служения. Она благодарна воину за спасение, однако ее сердце выбирает слабого телом, но сильного умом и неведомыми знаниями ученого. Это не удивительно, Ниилит образована и стремиться познать больше. Именно ее просит Волкодав помочь овладеть «азбукой». Она умеет щедро отдавать.
Затем появляется, и почти сразу исчезает, маленькая девочка из рода Оленей, что дарит Волкодаву бусинку, в знак определения его своим женихом. И это важно! Олени, как и Серые псы – венны (по признанию самой Семеновой они олицетворяют в романе древних славян). Девочка с детства знает, что это она выбирает себе мужа, и он придет в ее род, а не она будет вынуждена покинуть родительский дом. В мечте о маленькой невесте, когда она «войдет в возраст», кроется вся тоска Волкодава по матери, по отчему дому. Мужчина выбирает жену, похожую на его мать, помните? Так он возвращает детство.
Следом на сцену выходит кнесинка Елень, дочь кнеса (читать князя) приморских земель города Галирада. Елень – пример мудрой правительницы, любимицы народа, к которой идут на суд за разрешением споров. Она дочь знаменитой воительницы: «…государь Глузд поначалу состоял у нее простым воеводой. Она погибла в бою с морскими сегванами…» И вот кнес один воспитывает дочь. Когда Елень подросла, Глузд, хоть и доверяет ей правление городом в свое отсутствие, но с кем ей связать судьбу решает сам. В этом традиции народов кнесики и венна расходятся.
«- А может ли ваша девушка…сама сказать мужчине, что он ей понравился?
Волкодав ответил:
- Так чаще всего и делается, госпожа».
Именно в диалогах кнесинки и Волкодава авторское феминистское видение отношений мужчины и женщины. Семенова сталкивает две разные традиции, одновременно, по ходу повествования, расставляя все по своим местам. Мужчина – воин, защитник, женщина мудрая хранительница и правительница рода.
Еще один женский образ – Эртан, воительница, славянская амазонка. Безупречное тело, красота богини в сочетании с ловкостью и силой истинного воина. Ей смешны выпендрежные «подкаты» от братьев по оружию, душой она стремится к молчаливой, сдержанной и разумной силе Волкодава. Впрочем, стремится к дружбе, как свой к своему, никакими любовными страстями тут и не веет. Эртан принадлежит своему погибшему жениху – символ верности любви.
И где-то почти за кулисами, словно мираж, туман воспоминания, то ли на яву, то ли во сне героя, читателя знакомят с Матерью Кендарат. Этот образ – сосредоточие мудрости и сверх силы. Мать Кендарат наставница главного героя. Она обучила его искусству поединка, но всегда проповедовала философию мира, в которой сила дана, чтобы остановить зло, но не убивать врага, а обратить его к добру. Не случайно она предстает читателю в виде странницы на ослике. Знакомый, образ, правда? Однако в жестоком мире Волкодава следовать этому правилу не просто, но там где можно сохранить противнику жизнь, он ее сохраняет, а когда его меч оказывается в крови, мысленно взывает: «Так ли я использую твою науку, Мать Кендарат?»
Сильно, для простого-то боевичка в духе фентази, согласитесь? На деле «Волкодав» - это многослойный роман, именно поэтому, его и обсуждают больше других книг Марии Семеновой, хотя со времени публикации прошло уже более двадцати лет.
В книжному шкафу «Поместья» роман по праву занял свое место в ряду произведений, в которых ода женщине поется.