Найти в Дзене
Окопная Правда

При чем здесь большой теннис?!

Итак, большой теннис и Первая Мировая война.

Вы не видите между этими двумя явлениями связи?

А она есть! Вы всё поймете, прочитав статью до конца!

Теннисный матч. Подача.
Теннисный матч. Подача.

Ежегодно, когда лето вступает в свои права, проводится открытый чемпионат Франции по теннису. Часто его ещё именуют чемпионатом Ролана Гарроса. А кто такой этот Ролан Гаррос и почему в его честь назвали не только этот чемпионат, но и спортивный комплекс в Париже?

Спортивный комплекс Ролан Гаррос.
Спортивный комплекс Ролан Гаррос.

Что же, давайте знакомиться с сегодняшним героем.

Фотография Ролана Гарроса.
Фотография Ролана Гарроса.

Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос родился на Реюньоне (заморское владение Франции) в 1888 году. В детстве, по сообщениям родных, он хотел быть музыкантом и вполне сносно играл на фортепьяно. Именно, из-за желания продолжить музыкальное образование молодой Гаррос перебрался в Париж. И, наверно, стал бы хорошим музыкантом, если бы однажды, посмотрев в небо, не увидел аэроплан.

Один из демонстрационных полетов аэроплана в начале XX века. В то время это было весьма популярное зрелище, которое часто сопровождалось разными фигурами пилотажа.
Один из демонстрационных полетов аэроплана в начале XX века. В то время это было весьма популярное зрелище, которое часто сопровождалось разными фигурами пилотажа.

Завороженный зрелищным полетом, юноша мгновенно забыл о музыкальной карьере. Теперь молодым Роланом Гарросом завладела неодолимая тяга к авиации. Он хочет стать пилотом! Родители были в шоке, но ничего не могли поделать. Гаррос отличался завидным упрямством. В 1909 году юноша упросил известного авиатора Альберто Сантос-Дюмона обучить его летному делу.

Один из известных авиаторов начала XX века - Альберто Сантос-Дюмон.
Один из известных авиаторов начала XX века - Альберто Сантос-Дюмон.

Ученик оказался весьма способным и в июле 1910 году гордо демонстрировал друзьям документ - летную лицензию!

Ролан Гаррос в самолете. Мечта сбылась!
Ролан Гаррос в самолете. Мечта сбылась!

А дальше - больше...

1. Почти сразу же после окончания обучения, молодой француз организовал воздушный цирк и с гастролями проехал вдоль и поперек США и Мексику.

2. Участвовал в различных гонках. В 1911 году занял второе место на гонке по маршруту Париж - Лондон - Париж. Так же Ролан Гаррос занял второе место в гонке по маршруту Париж - Рим в 1912 году.

Ролан Гаррос на фоне самолета, после того как завершилась воздушная гонка по трассе Париж - Рим.
Ролан Гаррос на фоне самолета, после того как завершилась воздушная гонка по трассе Париж - Рим.

3. Установил в 1911 году рекорд высоты - 5610 метров.

4. В 1913 году совершил перелет из Европы в Африку (соответственно из Фрежюса, что расположен на юге Франции до Биззерты в Тунисе). В этом перелете Ролан Гаррос чуть не потерпел аварию, так как в топливных баках осталось совсем немого горючего. После этого французский авиатор стал всемирно известен и был награжден Орденом Почетного Легиона.

5. В 1914 году в Париже встретился с русским пилотом Харитоном Славороссовым и помог тому найти работу в Европе по профессии.

Русский авиатор Харитон Славороссов.
Русский авиатор Харитон Славороссов.

А потом грянула война. Первая Мировая.

Ролан Гаррос в тот момент как раз находился с гастролями в Германии. Узнав о начале боевых действий, француз ночью самостоятельно, без помощи немецких техников, завел свой самолет и, успешно перелетев границу, оказался во Франции.

1 августа 1914 года известный пилот пошел в армию добровольцем и попал в 23-ю эскадрилью. До 1915 года летал в разведывательные рейды на самолетах марки "Моран Парасоль", построенных по заказу Турции, но конфискованных правительством Франции в связи с мобилизацией.

Самолет "Моран Парасоль". На нем летал Ролан Гаррос в 1915 году.
Самолет "Моран Парасоль". На нем летал Ролан Гаррос в 1915 году.

Изредка в небе Ролан Гаррос видел вражеские самолеты, но сбить их не мог - на самолетах не имелось никакого вооружения! Максимум что мог пустить в ход пилот - это револьвер или карабин. По понятным причинам, пилоты ими никогда не пользовались в воздухе. Шанс сбить противника был ничтожно мал.

Инженеры вовсю работали над решением вопроса с вооружением. Первая попытка была не слишком удачной: французы установили пулемет над кабиной пилота на специальной штанге, таким образом можно было вести огонь через вращающийся воздушный винт. Но такую стрельбу трудно было назвать точной.

Один из вариантов установки вооружения на самолет. За местом пилота располагалось место пулеметчика, который вел огонь поверх крыла и пропеллера.
Один из вариантов установки вооружения на самолет. За местом пилота располагалось место пулеметчика, который вел огонь поверх крыла и пропеллера.

Ролан Гаррос тоже обдумывал проблему, как установить вооружение на самолет, так, чтобы линия огня максимально совпадала с продольной осью самолета (на цель достаточно было навести нос самолета).

И ответ им был найден! Авиатор решил, что нужно сделать стальные накладки на винт, которые предотвратят его повреждение от пуль и позволят при этом вести прицельный огонь по противнику. Правда эти стальные пластины снижали полезную мощность винта на 10%, что приводило к снижению скорости, скороподъемности и т.д.

Воздушный винт с стальными накладками, изготовленными по проекту Ролана Гарроса
Воздушный винт с стальными накладками, изготовленными по проекту Ролана Гарроса

В феврале 1915 года в распоряжение изобретателя передадут самолет "Моран Парасоль" с пулеметом и накладками на винт.

Самолет с пулеметом, установленным на продольной оси планера.
Самолет с пулеметом, установленным на продольной оси планера.

Можно считать это событие днем рождения самолета-истребителя в классическом понимании этого слова.

Были ли результаты от применения этого технического ухищрения?

Воздушный бой между немецкими и союзническими истребителями. Картина.
Воздушный бой между немецкими и союзническими истребителями. Картина.

Да, были, притом весьма впечатляющие. За период с 1 апреля по 18 апреля Ролан Гаррос сбил минимум 3 (а то и 4) самолета противника, не имевших никакого вооружения. Правда 18 апреля его самолет был подбит немцами, мотор заглох и авиатор совершил вынужденную посадку в стане врага.

Фотография в газете, за подписью "Гаррос в плену".
Фотография в газете, за подписью "Гаррос в плену".

Три года провел французский пилот в плену. Затем, выждав удобный момент, совершил побег и в феврале 1918 года вернулся на службу. Командование, не желая рисковать и подвергать жизнь известного и опытного летчика риску, предложило ему должность инструктора по летной подготовке. Но Гаррос отказался и попросил перевода на передовую.

На фронте в 1918 году Ролан Гаррос совершил ещё несколько боевых вылетов, довел свой личный счет до 4 (или же до 5, что позволяет записать его в число первых пилотов-асов, одержавших победы в воздухе) сбитых вражеских самолетов. Но ему не суждено было встретить окончание войны: самолет Ролана Гарроса 5 октября 1918 года получил критические повреждения, вошел в неуправляемое пикирования и разбился. Летчик погиб.

Свежая могила. Место упокоения Ролана Гарроса.
Свежая могила. Место упокоения Ролана Гарроса.

До перемирия с немцами, Ролан Гаррос не дожил всего лишь 5 недель...

В истории авиации (особенно военной) француз Ролан Гаррос занимает почетное место, являясь автором концепции (может быть, не идеальной) применения на одноместных самолетах пулеметного вооружения для ведения воздушного боя.

Но почему же в честь Ролана Гарроса назвали теннисные корты в Париже, существующие с конца XIX века?

Оказывается, в юности, Гаррос увлекался спортом, в том числе, занимался и теннисом. Поэтому в 1926 году власти Парижа решили отдать дань уважения одному из первых французских асов и назвать теннисные корты в его честь. На них до сих пор проводится один из этапов престижного турнира Большого шлема.

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!