Так Пушкин в стихотворении «Пирующие студенты» обращался к Михаилу Яковлеву. И это же говорили ему практически все лицеисты.
Родился в Москве в 1798 г., воспитывался в Московском благородном университетском пансионе, откуда и был переведён в Лицей. «С изрядными дарованиями, весьма прилежен, простодушен, усерден, исполнителен, покорен, расторопен, пылок и довольно благонравен»,- отзывались учителя, отмечали также «прилежание и охоту» к учению, но главное – «имеет особенное дарование и склонность к музыке». Уже в Лицее было отмечено музыкальное дарование Яковлева, он прекрасно пел, сочинял романсы, которые были «постоянно петы не только в Лицее, но и долго по выходе из оного» (С.Комовский).
Яковлев очень интересовался литературой, и это не могло не сблизить его с Пушкиным: вместе они написали комедию «Так водится в свете» (увы, не сохранилась), сотрудничали в лицейских журналах. Пытался Яковлев и печататься в журналах настоящих: отправил (первым из лицеистов!) свои басни, прося редактора не называть его фамилии. Басни не напечатали, и это вызвало язвительную эпиграмму А.Илличевского:
Уваженная скромность
Нагромоздивши басен том,
Клеон давай пускать в журнал свои тетради,
Прося из скромности издателя о том,
Чтоб имени его не выставлял в печати:
Издатель скромностью такою тронут был,
И имя он, и басни - скрыл.
Отголосок этого - и в «Пирующих студентах»:
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь.
Пытался Яковлев писать и о серьёзных предметах. Однако здесь слог его становился тяжеловесным и напыщенным. Вот фрагмент его стихотворения к Пасхе:
От смерти вечной днесь спасенны,
Возжгите в сердце фимиам,
Моленья ваши вознесенны
Да внидут в светлый Божий храм.
Не случайно в одной из «национальных песен» о Яковлеве пелось:
Мишук - паяс первостепенный,
Гераков - Глинка - музыкант
И скоморох – комедиант.
Г.Гераков и С.Глинка (не путать с великим композитором!) – писатели того времени, постоянно высмеиваемые за свои произведения ультрапатриотического характера, написанные «высоким штилем».
А вот комедиант… Да, его лицейские прозвища - Паяс, Комедиант, Буффон, Паяс Двухсот Номеров. Яковлев обладал талантом передразнивать людей. Как пели в «национальных песнях»,
Вот Музыкант
Комедиант
Пастора представляет.
«Двухсот Номеров» - это не гипербола: Ф.Матюшкин скрупулёзно все их перечислил. Перечень очень любопытен: помимо лицеистов и преподавателей, в нём числятся – «87. Стадо. 92. Двойная харя. 98. Самовар. 124. Обманули дурачка». А вот под номером 129 имя пропущено: изображался Александр I! А потом, в протоколе празднования годовщины в 1828 году, Пушкин запишет: «Паяс представлял восковую персону», – и поставит прочерк. «Восковая персона» - очевидно, изображение кого-то из царей (может быть, Петра I).
По окончании лицея Яковлев поступил на службу в Москве, затем перевелся в Петербург, служил во втором отделении собственной его величества канцелярии (бывшая комиссия составления законов), состоял директором типографии этого отделения, служил успешно, жизнь кончил тайным советником и сенатором. Но для друзей навсегда остался прежним «Мишуком». Когда Яковлев получил при типографии казенную квартиру, он начал устраивать в ней лицейские сходки. Его называли «лицейским старостой», а квартиру его – «лицейским подворьем».
Опять мы на лицейский праздник
Соединились в круг родной.
Спасибо, Яковлев-проказник,
Ты староста у нас лихой! – писал Илличевский в 1833 году.
Отношения с Пушкиным Яковлев поддерживал до конца жизни, как деловые (Пушкин обращался к нему по издательским делам; с помощью Яковлева появилось, например, первое издание «Истории пугачевского бунта»), так и дружеские. По мнению, Б.В.Томашевского, Яковлеву адресовано стихотворение 1832 года «В альбом»:
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад, —
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.
Кстати сказать, Пушкин был в приятельских отношениях и со старшим братом Яковлева Павлом, которому посвятил стихотворение:
Я люблю вечерний пир,
Где Веселье заседатель,
А Свобода мой кумир
За столом законодатель,
Где до утра слово «пей»
Заглушает звуки песен,
Где просторен круг гостей,
А кружок бутылок тесен.
В ноябре 1836 года М.Яковлеву и Ф.Матюшкину Пушкин расскажет об анонимном дипломе «рогоносца», и Яковлев предположит его «посольское» происхождение…
Широко известно рвущее душу письмо Матюшкина к Яковлеву после гибели поэта (об этом читайте здесь). Ответ Яковлева (а он, несомненно, был!) до нас не дошёл. Но сохранилось его письмо В.Вольховскому: «Ты мне пеняешь, зачем я не писал тебе о горестной кончине Пушкина? Вот мой ответ. Не писал я потому, что голова шла кругом в то время, а когда образумился, то уж газеты предупредили известия о его смерти. Убийца, разжалованный в солдаты, сослан с жандармом за границу. Данзас наш, как секундант Пушкина, содержался сперва на гауптвахте, а потом, по приговору суда, в крепости три месяца. Теперь он свободен». «Голова шла кругом», «образумился» - состояние Яковлева обрисовано чётко…
Память о Пушкине Яковлев свято хранил. Показательна его правка воспоминаний С.Комовского. В 1-й редакции, например, было: «Но все боялись его [Пушкина] сатир, эпиграмм и острых слов». Яковлев замечает: «Не помню и не знаю, кто боялся сатир Пушкина; разве один Пешель, но и этот только трусил. Острот Пушкин не говорил». Комовский всё исправил.
Яковлев свято хранил лицейский архив: протоколы празднования годовщин, стихи, переписку… Благодаря ему всё это дошло до наших дней. Именно к нему обращался в 1855 году тогдашний директор Лицея с просьбой передать на хранение в лицейскую библиотеку рукопись пушкинского «19 октября».
Яковлев принимал участие в покупке фортепиано для ссыльного И.Пущина. Пущин откомментирует: «Не может быть, чтобы не было отличное фортепиано, когда выбирал его Яковлев, наш давнишний певец». А осенью 1858 года Яковлев отвезёт Пущина, вернувшегося из ссылки, в Лицей.
Женился Яковлев поздно, на вдове с четырьмя детьми. Своих детей у него не было, но пасынков он нежно любил и о них заботился. Умер он в 1868 году.
И ещё один след в истории, оставленный Яковлевым. Свою любовь к музыке он пронёс через всю жизнь. Он был постоянным посетителем музыкальных вечеров, на которых, обладая прекрасным баритоном, исполнял романсы, в том числе и свои. Ему приписывают 21 музыкальное произведение, но думается, что их было больше (видимо, ему принадлежат многие «старинные русские романсы неизвестного автора»). Но даже среди многократно переизданных на протяжении всего XIX столетия известны и в наши дни романсы на слова Пушкина "Зимний вечер", "Слеза", "Признание". Его "Элегия" ("Когда, душа, просилась ты... ") на слова Дельвига была переложена на два голоса Глинкой, но, на мой непросвещённый вкус, оригинал звучит ещё задушевнее…
«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Навигатор по всему каналу здесь