Найти в Дзене
Забавный мир

Почему зебра такая полосатая?

Кто хоть раз видел в зоопарке зебр, наверняка, заметил, что внешность у этих животных весьма загадочная с налётом лёгкой грусти. Однако мало кто задумывался, о чём грустят зебры? А грустят они о том, что до сих пор учёные мужи никак не могут разгадать феномен возникновения полос на их шкурах.

С тиграми вроде бы всё ясно, им полоски нужны, чтобы быть незаметными среди деревьев в лесу и иметь возможность как можно ближе подкрадываться к намеченной жертве. Маленьким диким поросятам полосатый окрас помогает спрятаться в траве от волков, рысей других лесных хищников.

А вот на вопрос, зачем полоски зебре, именитые светила от биологии до сих пор ничего вразумительного ответить не могут. Но сказать, что научный мир не пытается разгадать эту непростую загадку, было бы несправедливо. Особенно плодовито в этом направлении работают, шведские и венгерские исследователи.

Вот что сообщила об успехах своего интернационального коллектива в обосновании полосатости зебр доктор Сьюзан Акессон из Лундского университета (Швеция) британскому телеканалу BBC.

На коневодческой ферме на территории Венгрии был сооружен опытный стенд, сколоченный из досок, которые были раскрашены в чёрный и белый цвета, а также комбинированно – в виде чёрно-белых полос различной ширины. Доски смазали клейким веществом, чтобы к ним прилипали слепни, оводы и прочий кровососущий гнус. Затем произвели подсчёт насекомых, приклеившихся к каждой из досок. Учёных поразило то, что меньше всего членистоногих прилипло к полосатым доскам. И чем тоньше были полоски, чем сильнее они напоминали раскраску живой зебры, тем меньше они приманивали кровососов.

Затем эксперимент повторили на объемных макетах лошадей в натуральную величину, раскрашенных аналогичным образом, что и доски. Все макеты были покрыли густым клейким составом. Подсчёт попавших в западню насекомых производили каждые два дня. Результат оказался прежним – к полосатому макету лошади кровососы проявляли наименьший интерес.

-2

Вывод, к которому пришёл шведско-венгерский коллектив был однозначен: полосы зебре нужны для того, чтобы меньше привлекать кровососущих насекомых, так сказать, обманывать их!

Выявленный феномен биологи-экспериментаторы объяснили особенностями распространения отражённого света от темных и светлых предметов. Дескать, отражённый от тёмной поверхности свет поляризован, он распространяется в горизонтальной плоскости и потому хорошо виден слепням и оводам. А отражённый от белой поверхности свет не поляризован, рассеивается во всех плоскостях, и не привлекает внимание кровососущих паразитов. Поэтому они более падки на лошадей темных мастей, а белых рысаков игнорируют, так как попросту не видят их.

Но макет лошади, раскрашенной под зебру, имеет и черные, и белые полоски, то есть является источником как поляризованного, так и неполяризованного света, и всё равно пользовался наименьшей «популярностью» у кровососущих мух. Как говорится, нестыковочка вышла!

Думаю, что зебрам после столь «исчерпывающего» объяснения их полосатости пора глубоко выдохнуть и улыбнуться. Наконец то их тайна раскрыта!

Но тут хитрая улыбка появилась на лице профессора Метью Кобба из Манчестерского университета, изучающего эволюцию животного мира. В своём интервью каналу BBC он похвалил учёных из Швеции и Венгрии, и скептически заметил, что имеется не один десяток других альтернативных теорий возникновения необычной окраски зебр.

Въедливый британский профессор предложил своим молодым коллегам найти подтверждение их гипотезы, что укусы кровососущих насекомых отразились на селекции исключительно зебр, и никак не затронули ближайших их собратьев, других непарнокопытных – лошадей и ослов, среди которых полосатых особей не отмечено.

Хотелось бы присоединиться к сомнениям профессора М. Кобба и напомнить учёным из Швеции и Венгрии, что для чистоты эксперимента подобные исследования нужно было проводить на родине зебр, то есть в Африке, а не на мадьярских просторах. Ибо венгерские слепни и оводы, никогда не видевшие живых зебр и не вкусившие их кровушки, скорее всего были изрядно ошеломлены полосатыми муляжами деревенских лошадей, потому и не садились на них, опасаясь какого-либо подвоха.

Кроме того, в Венгрии не водится коварная и смертельно опасная муха цеце, которая серьёзно докучает всей африканской животине и также влияет на её эволюцию. Неплохо было бы муху цеце тоже задействовать в проводимых экспериментах. Это, во-первых.

Во-вторых, кровососущие насекомые, в отличие от орлов и коршунов, находят свои жертвы в первую очередь не с помощью острого зрения, паря высоко над землей, а используя органы обоняния и температурные рецепторы. Иначе говоря, по запаху и тепловому излучению. А запах пота теплокровных существ кровососы чуют за несколько километров, даже не видя объект своего пропитания. Так же они ориентируются на повышенную концентрацию углекислого газа в местах большого скопления животных.

В-третьих, к непарнокопытным животным относятся носороги и тапиры, как и зебры, проживающие в Африке, и среди которых нет полосатых экземпляров, хотя в процессе эволюции им также крепко досталось от насекомых-кровопийц.

В-четвёртых, учёными Калифорнийского университета было замечено, что основным фактором, влияющим на окраску зебр, является климат. В более холодных регионах Африки уменьшается контрастность полос и повышается площадь белых фрагментов на шкурах животных. И наоборот, зебры, обитающие в более теплых и солнечных регионах, имеют яркие и широкие черные полосы. Таким образом, на окраску этих удивительных существ в большей степени влияние оказывает уровень инсоляции, чем муха цеце или хищные животные.

Это только несколько возражений, которые сразу приходят на ум при ознакомлении с результатами работы видных зеброведов из Венгрии и Швеции. А в действительности возражений может быть и больше.

Кстати, можно разукрасить под зебр всю домашнюю скотину, используя безвредные краски для шерсти, чтобы слепни, оводы и прочий кровососущий гнус не докучал нашим бурёнкам, овечкам и свинкам.

-3

Вы как хотите, а я побежал патентовать своё только что озвученное изобретение, основанное на открытиях биологов-энтузиастов из Швеции и Венгрии.

Наука
7 млн интересуются