Итак, сегодня мы продолжаем тему автолюбителей начала 20 века и расскажем о «Роллс-Ройсе» и Романе Щербаке.
Возможность приобретать столь роскошные вещи возникла у Романа Щербака благодаря тому, что он в свое время очень удачно женился на Ирине Ефимовой - наследницей крупного хозяйства. Отец Ирины (Ори), Иван Степанович Ефимов, сын николаевского солдата, начинавший батраком, сумел сколотить немалое состояние; наследный капитал Ирина отдала мужу без дележа и условий в пожизненное пользование.
Роман Захарович (как об этом расскажет Александр Солженицын в романе-эпопее «Красное Колесо») в полной мере успел вкусить богатой жизни, не прикасаясь к делам экономии. «Каждый год на два месяца в Москву и Петербург, на два месяца за границу. В Москве катать на рысаках, в «Элите» на Петровских линиях брать отделение «люкс», перебивая у иностранцев, а в Большом театре, когда все уже сидят, проходить в смокинге в первый ряд партера…
В путешествиях себя особенно любил Роман. Так одеваться, чтобы даже знакомые у Нарзанной галереи тебя принимали за англичанина. А Европу поражать русской решительностью и своеобразием. В Лувре, в пурпурной круглой комнате, где Венера Милосская, но ни одного стула, чтобы никто не сидел, повелительно протянуть служителю десятифранковую бумажку: «ля шэз!» А переходя в следующий зал, показать: «Теперь – туда ля шэз, туда!».
Роман Захарович, выученный вождению англичанином, «сам правил автомобилем, да даже все в нем понимал, и чинить мог, но не любил пачкаться в гаражной яме и держал шофера».
Интересно, что в январе 1913 года компания "Роллс-Ройс" приняла участие в IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге. Фирма занимала стенд под номером 33, на котором были выставлены три автомобиля. Центральное место среди них занимал белоснежный красавец модели "Лондон-Эдинбург". Точно такую же машину того же цвета приобрел себе и Роман Щербак. Скорее всего он присмотрел себе этот автомобиль непосредственно на Санкт-Петербургской выставке.
Роману Щербаку пришлось расстаться со своим любимым «Роллс-Ройсом» еще до революции 1917 года. В 1915 году по законам военного времени он был изъят у Романа Щербака для нужд армии царской России и оказался в распоряжении великого князя Николая Николаевича – дяди последнего российского императора Николая Второго. В то время он как раз был командующим Кавказским фронтом. К сожалению, о дальнейшей судьбе машины в настоящее время ничего неизвестно.
В следующей публикации продолжение об автомобилях в семье Солженицына.
Спасибо, что проявили интерес к теме старинных автомобилей!