Найти в Дзене
Ретроспектива PRO

Жизнь, разбитая пополам или страсти маркиза де Сада. Часть II

Начало Часть I

Маркиз и его теща

Сидя в камере Бастилии, маркиз де Сад отчаянно во всем винил тещу. Именно она не захотела более выручать его из тюрьмы. Но мать жены маркиза, мадам де Монтрей, преданно любила внуков. Понимая, что с таким отцом дети будут изгоями в хорошем обществе, да и заботясь о наследстве (маркиз проматывал состояние с невероятной скоростью), она всё свое влияние употребила на то, чтобы держать зятя в застенках. Но и само содержание в Бастилии обходилось семье в копеечку. Маркиз требовал самые лучшие блюда, свежие фрукты и пирожные, еженедельные визиты врача и совершенно неприличную сумму потратил на обстановку камеры. Сохранились его записки коменданту: «Суп поташ всегда должен быть свежим и вкусным. И я более не буду об этом напоминать».

Бастилия. 18 век. Реконструкция
Бастилия. 18 век. Реконструкция

В мечтах он выдумывал для ненавистной тещи самые жестокие пытки: «Сегодня утром я представил, как она вспыхнула живьем, а затем мысленно бросил ее в ванну с уксусом. И я сказал ей: - «Отвратительное создание, вот это за то, что ты продала зятя палачам!» – писал он в своих письмах из заточения.

Рукопись «Сто Двадцать Дней Содома»

В тюрьме маркиз написал рукопись, как сам он ее называл, «гигантский каталог извращений». Чтобы избежать захвата книги, он копировал текст крошечным почерком на 33 листах шириной 11,5 см, склеенных и образующих полосу длиной 12 м, заполненную с обеих сторон. Эта рукопись была найдена в старой камере маркиза, среди его вещей, в Бастилии, неким Арну Сен-Максимином, вероятно, к концу июля 1789 года. Она становится достоянием его семьи на целых три поколения.

Рукопись де Сада. Национальная библиотека Франции
Рукопись де Сада. Национальная библиотека Франции

В 2014 году за эту рукопись со сложной и детективной историей было заплачено 7 миллионов евро. Но это уже другая история...

Тринадцать лет просидел маркиз в тюрьме, исписывая каждый день страницу за страницей своего «каталога извращений». Но вскоре революционные настроения охватили Францию. 2 июля 1789 маркиз, используя трубу для слива нечистот в виде рупора кричал, что есть мочи возбужденным парижанам: «Они убивают пленников Бастилии, они нас убивают! Разрушайте стены, возьмите Бастилию!»

На эти слова отреагировал комендант. Он перевел де Сада в Шерантон, наложив арест на всю его мебель, изящную одежду и посуду, а также рукописи. Об этом маркиз долго будет проливать слезы. 14 июля Бастилия была взята и разрушена революционерами.

Революционный поворот

Революция освободила де Сада после 13-ти лет заточения в апреле 1790 года. Маркизу уже пятьдесят, и он выходит на свободу растерянным и без средств к существованию. Его жена немедленно воспользовалась новым революционным законом о разводе и покинула его, потребовав вернуть все приданое. Ее нельзя осуждать, так как она искренне любила детей, а оскорбительные письма из заточения ей порядком надоели. Де Сад страшно растолстел, он сам себя называл самым толстым писателем Парижа.

-3

Но революция приносит ему занятие, он привлечен к работе Председателя секции по «подозрительным». Эта странная формулировка была сродни римским проскрипциям Суллы. Арестован и гильотинирован мог быть «тот, кто словом или жестами, речью или молчанием выкажет себя врагом нации». Практически, де Сад мог теперь росписью пера посадить в тюрьму и казнить кого угодно.

Но тут вышла ужасная вещь. Маркиз де Сад не смог подписать ни единого смертного указа. Более того, в списках «подозрительных», он увидел имя своей ненавистной тещи. И что же? Он вымарывает ее имя и, напротив, вносит ее в список «благонадежных». Теперь уже революционное правительство предъявляет ему претензии, его осуждают с приговором: «умеренность в действиях». Кстати, пока маркиз изображал революционера, в далеком Провансе, беснующаяся толпа снесла практически под корень его любимый замок Лакост.

8 ноября 1793 года его обвиняют в переписке с «врагами народа», заключают в монастырь Маддонетт, а затем переводят в Сен-Лазар. Необходимо упомянуть, что пока маркиз плавал в революционных волнах, он познакомился с актрисой Мари-Констанс Кеснет, которая останется с ним, практически, до конца. Теперь, когда маркиз вновь оказывается в тюрьме, его возлюбленная договаривается о переводе его в больницу Пикпюс, предназначенную для заключения богатых пациентов. Но это не спасает маркиза, и де Сад получает смертный приговор. Уже который по счету в его жизни. «Гильотина все время перед моими глазами, – пишет Сад своему провансальскому управляющему 21 января 1795 года, – Это видение нанесло мне в сто раз больше вреда, чем все мыслимые Бастилии».

Но опять судьба проявляет к нему благосклонность. Он спасен падением Робеспьера. Все закончилось. Но де Сад еще долго будет вспоминать тот ужас, который мерещился ему в видениях: его окровавленная голова, выпавшая в корзину. Он решает сворачивать всякую общественную деятельность, и начинает активно печатать свои философско-порнографические романы.

Наполеон сжигает книгу де Сада

К тому времени уже была опубликована «Жюстина» в двух томах, с порнографическим гравюрами.

Де Сад. Жюстин или несчастная судьба добродетели. Издание 1791 года. Национальная библиотека Франции
Де Сад. Жюстин или несчастная судьба добродетели. Издание 1791 года. Национальная библиотека Франции

Все романы, он печатает без авторства, инкогнито, и они приносят ощутимую прибыль. Но во Франции уже другие веяния. С приходом Наполеона, революционный радикализм и безграничная свобода нравов уже не в моде. Общество устало от беспредела. Происходит возвращение к моральным ценностям и традиционным католическим устоям.

В 1801 году де Сада арестовывают без суда и следствия. Есть версия, что Бонапарт прочел его «Жюстину» и бросил в огонь, сказав при этом, что это «самая отвратительная книга, когда-либо рожденная самой развращенной фантазией». Но исследователи биографии де Сада говорят о том, что в тот момент в Париже появилась рукопись, высмеивающая Наполеона и Жозефину. Авторство приписали де Саду. Хотя по стилистике это произведение совершенно не похоже на работы маркиза. Но доказать обратное де Саду не удалось.

Шерантон – сумасшедший драматург

Маркиз постоянно жалуется на условия содержания, он пишет, что в тюрьме сплошной сброд, а он аристократ по рождению и духу. В 1803 его переводят в сумасшедший дом Шерантон, где он устроится значительно лучше. Его любовница Мари-Констанс Кеснет, которую маркиз выдает за родную дочь, посещает его и приносит разнообразие в жизнь мнимого сумасшедшего. Более того, директор Шерантона, аббат Кульмье симпатизирует де Саду, и вскоре разрешает ставить спектакли прямо в больничном холле.

Аббат Кульмье
Аббат Кульмье

Маркиз пишет пьесы, режиссирует, играет главные роли. В спектаклях принимают участие и приглашенные актеры. Это кажется удивительным, но Кулмиер верил в терапевтическую пользу подобных шоу.

Уже в преклонном возрасте, в Шератоне он познает еще одну любовь – ей станет 14-летняя дочь прачки, Мадлен Леклерк. Юная и прекрасная, мечтающая стать актрисой, она станет последней искоркой в жизни безумца де Сада. Он умрет в 1814 году, предположительно, от сердечного приступа в возрасте 74-х лет.

Философия в «будуарах»

В общей сложности, маркиз де Сад был в заточении около тридцати лет. Реки чернильной крови, пролитые на страницах произведений, не имели ничего общего с реальной жизнью маркиза де Сада. Он никогда не совершил ни одного убийства или какого-либо тяжкого преступления. По мнению исследователей, читатели слишком часто ассоциировали маркиза с героями его книг.

Его философия о «природном человеке» состояла в утверждении тезиса, что именно природа сделала человека таким, каким он есть. А ничто естественное не должно быть порицаемо обществом. Оно не вправе оценивать, осуждать или наказывать личность, созданную силами вселенной. «Природа сотворила нас свободными», – писал де Сад. И был полностью убежден в этом.

Начало Часть I

-6
-7