Найти тему
Бегать просто

Бегать просто в России. Деревня Хапо-ое, Ленинградская область

Перемещаемся в деревню Хапо-ое в Колтушском сельском поселении Всеволожского района Ленинградской области. Наталия Деденева прислала нам для проекта "Бегать просто в России" прекрасный текст о своем опыте. Который убедительно доказывает: бегать при желании можно в любом месте, в любое время, в любой период истории и несмотря на все препятствия и трудности.

Даже в местах, которые на карте Strava вообще не "подсвечены" и не обозначены (а деревня Хапо-Ое примерно там, где красная стрелка на карте), можно бегать!
Даже в местах, которые на карте Strava вообще не "подсвечены" и не обозначены (а деревня Хапо-Ое примерно там, где красная стрелка на карте), можно бегать!

Слово Наталии:

Мне 50 лет и 45 из них с редкими перерывами я бегаю. Мой пример не является показательным, т.к. я бегаю давно, осознанно и накопленный за эти годы опыт позволяет мне чувствовать себя комфортно в большинстве возникающих при передвижении бегом ситуаций. Если бы не регулярные занятия физической культурой, моя жизнь была бы совсем иной, да и жизнью это назвать можно было бы с большой натяжкой. Так что я считаю своей обязанностью (если хотите – миссией) как можно большее количество людей убедить в необходимости регулярных занятий физической культурой и бегом в частности.

-2

Никогда не занималась бегом профессионально. Никакого осознанного решения бегать я не принимала. Просто это всегда был самый доступный способ физической активности, и бег входит в систему базовой подготовки во всех видах спорта. Родители в молодости занимались легкой атлетикой. Отец - стайер, мама бегала 800м и 1500м. Рассказывали о своих тренировках. Меня считали для бега бесперспективной, поэтому в л/а не отдали. Занималась гандболом до 16 лет. Среди моих друзей и коллег в прежние годы не бегал никто. Совсем. Но для меня это никогда не имело никакого значения. Сейчас у меня друзья в основном бегающие или сочувствующие, а коллеги продолжают в большинстве своем не бегать. Муж не бегал и не бегает, но относится спокойно: «у всех людей есть какие-то особенности. Моя жена вот бегает». В основном его волнует моя безопасность. Особенно в 80-е и 90-е годы. Поэтому тогда были определенные договоренности: например, если я бегаю вечером, то вокруг квартала, круг занимает около 10 мин, каждые 10 мин муж смотрел в окно, пробежала - ок, не пробежала – идет искать, ведь район у нас был неспокойный. Всегда бегаю против часовой стрелки, муж идет мне навстречу. Сейчас проще – есть мобильный телефон, можно даже геолокацию посмотреть, но все равно если ухожу на длительную – есть контрольное время связи. И пока я не вернуть – пиво муж не пьет, вдруг придется эвакуировать откуда-то. Сейчас он не всегда одобряет участие в соревнованиях, особенно если погода или другие условия могут нести риск здоровью. Обычно намечаю целевые старты еще в межсезонье, и у нас разворачивается дискуссия. Но это касается длинных дистанций и выездных стартов. Сын с невесткой поддерживают, внуков обещают отдать в л/а. Мама переживает, но спокойно и грамотно: спрашивает целевой ориентир, и по истечении контрольного времени звонит.

-3

Всегда для меня самое трудное - это выйти на улицу. Особенно если добрался до дома, до тепла, до холодильника и до всяких неотложных дел. Поэтому уже в 80-е для меня родился бег с рюкзаком. Я бежала из пункта А в пункт Б. Например, с работы в институт. Или из дома на работу. В общем, использовала любую возможность. Все общественные туалеты, киоски, кафе, пункты ГАИ, охраняемые стоянки и гаражи, ж/д станции, заправки, церкви и часовни по дороге были мной изучены по принципу формирования "дружелюбной среды" – где и чем можно воспользоваться, у кого какой режим работы, что и где купить и так далее. Раньше этих заведений было значительно меньше. Сейчас можно практически в любую дверь стучаться. Но опыт в прежние годы я приобрела колоссальный. Очень редко кто отказывает в помощи, особенно в последние годы, даже если это запрещено внутренними инструкциями. Просто нужно объяснять ситуацию, и в большинстве случаев сотрудники самых разных организаций и просто прохожие/проезжающие не отказывают (туалеты и питьевая вода есть у всех, еще бывает нужно эвакуироваться откуда-то, или просишь вызвать такси (во времена до Яндекс.Такси), или подвезти, бывает сел телефон-нужно позвонить, или заголодаешь).

Самый курьезный случай был со мной в Карелии, лет 15-17 назад. Мы с семьей уехали в какую-то глушь на Новый год. Утром, пока все спали, я решила побегать. Мороз был приличный, место не знакомое, но у меня уже были часы Гармин, и я думала, что крутая. Очень люблю посмотреть, что там за тем леском. Часа через 2 я поняла, что далековато забралась и вернуться будет затруднительно. Телефона у меня с собой не было, как и денег, да и 1 января на проселочной дороге шансов встретить попутку никаких. Стала искать жилье. Сворачивала на все подъездные дорожки и смотрела, нет ли домов. Нашла домик, из трубы дым, а около дома автомобиль. Обрадовалась, стучу, прошу подвезти до турбазы. Хозяин совсем пьяный, ехать никуда не может. Но предложил погреться и бутерброд с салом. И еще один с собой. На этом сале я и дотянула обратно. С тех пор в незнакомых местах с собой всегда карта и деньги.

Родилась в Ленинграде, до 43 лет там и жила, хотя значительная часть моей жизни была связана с командировками по территории СССР, РФ и в прилегающем и не очень зарубежье. 7 лет назад переехала в Ленинградскую область. Живу с семьей в частном доме в деревне (1000 жителей). Потому помимо ОФП у меня есть чистка снега, прополка огорода и пр. физическая нагрузка. Удаленность от Санкт-Петербурга 30 км. Поскольку добираться до работы на машине надо 2 часа в одну сторону, я путь до работы и обратно совмещаю с тренировками. Доезжаю до ближайшей железнодорожной станции, дальше еду на электричке, затем бегу или кручу педали сколько позволяет время. Вечером в обратном порядке. Рабочий день строго 8 часов. Все это в совокупности как раз сложность номер два. Лимитированное время, которое можно выделить для тренировок. Поэтому триатлоном я заниматься не смогу, пока работаю. Ну и зимой дует в электричках. Бегаю я с рюкзаком, где лежит кое-какая сухая одежда, аптечка и налобный фонарь. Но вес рюкзака ограничивает скорость, много не положишь, и все равно после бега остываешь быстро,да и кроссовки не будешь с собой запасные таскать: если ноги промочил, терпи до дома. А у нас 300 дней в году осадки.

-4

Ближайший к дому крупный населенный пункт - Невская Дубровка. Там в прошлом году построили стадион. Хороший, современный, но для футбола. Зимой он закрыт и его не чистят, надеюсь, что летом там можно будет делать скоростную работу. Никаких соревнований для взрослых ни в Невской Дубровке, ни рядом не проводят. Спортивных магазинов там нет. Я подписана на все группы в соц. сетях, слежу, но ни разу не видела. Проводит соревнования только Колтушский лыжный клуб и во Всеволожске. Нужно ехать около 20 км. Никто из руководителей муниципального образования не бегает, никаких паркранов, магазинов экипировки и прочего у нас нет. Все привыкли, что за всем этим нужно ехать в Санкт-Петербург. Кроме Невской Дубровки крупный населенный пункт - Всеволожск, там нормального магазина спорттоваров тоже нет. Открылись два фитнеса, но упор - на единоборства. Есть беговые дорожки, но их мало, помещения небольшие, душно. Главой Всеволожского района в течение нескольких лет был Владимир Драчев (он занимался биатлоном). Он участвовал в марафоне «Дорога Жизни» и при нем отремонтировали 2 стадиона, выделяли деньги на соревнования во Всеволожске. Сейчас у нас другой глава района, все соревнования делает подрядная организация, участие платное. Но стартов они делают довольно много, можно бегать весь сезон. При этом рекламы практически не дают, только в соцсетях. Такое ощущение, что чем меньше людей придет - тем лучше. Паркрана во Всеволожске тоже нет. Но есть беговой клуб, они проводят довольно регулярные тренировки, активны в соцсетях.

Из бегающих в нашей деревне я никого за эти годы не видела. Только один человек ходит на лыжах в поле, но мы не совпадаем по времени, поэтому не познакомились. В Невской Дубровке (5 000 жителей) регулярно бегающих двое – Нина Тарелкина 1947 г.р. (прямо огонь!) и еще один мужчина, с ними мы регулярно пересекаемся на соревнованиях. Зимой у нас можно бегать только вдоль трассы по обочине, да и то если почищено, или по небольшим переулкам между домов. Эта зима была очень снежная, обочину за всю зиму чистили раз 5. Бегать невозможно, дорога из-за снега сузилась, машины-то друг с другом с трудом разъезжаются. У нас в деревне на всей протяженности есть пешеходная зона и она даже освещается. Но туда всю зиму сбрасывали снег, поэтому это один большой сугроб и даже ходить там было нельзя. Когда снежный покров не большой, а также в бесснежное время года можно бегать по грунтовым дорогам в поле и лесу. Там можно нарезать сколько душе угодно. Поэтому всю неделю я совмещаю тренировки с дорогой до/от работы. В выходной бегаю около дома или выезжаю на ближайшие беговые трассы – в Колтуши, Всеволожск или Суоранду. По большому счету это один массив, Колтушские высоты, там раньше была хорошая лыжная трасса, как в Токсово, на этих холмах выросло не одно поколение бегунов, причем очень хорошего уровня. В Ленинградской области бессчетное количество мест, где можно бегать, за многие годы традиционные места мной хорошо изучены, поэтому я стала тяготеть к трейлу с элементами ориентирования, намечаешь конечный пункт и двигаешься к нему. Очень бы хотелось сделать проект аналогично «Велосипедным маршрутам Ленинградской области» клуба Велопитер.

-5

В местных СМИ спортивные события вообще освещаются очень мало, даже те, которые являются для региона знаковыми. Крупные компании и холдинги никак не мотивируют сотрудников к занятиям спортом и тем более участию в соревнованиях. Исключением являются случаи, когда собственник бизнеса или кто-то из руководства сам чем-то занимается. Мне повезло. Я работаю уже довольно давно в правильной компании. И у нас в офисе даже есть душ и место для хранения вещей. Руководители поддерживают меня и всегда идут навстречу, если нужно как-то поменять дни отпуска из-за соревнований.

-6

Ни тренера, ни программы тренировок до 2014 г. у меня не было. Знакомые легкоатлеты и родители иногда рассказывали о своих тренировках в детстве. Что-то пыталась копировать, но не для какой-то цели, а для разнообразия. Ни о каких результатах не думала. Это был способ поддержания себя в форме. Первое соревнование по легкой атлетике, в котором я поучаствовала, был марафон "Дорога Жизни" в 1977 г. Бежала 2 км с отцом в конце дистанции, так и бегала потом с марафонцами финишный кусок. Потом, когда сделали 10 км, каждый год уже самостоятельно. Отец всегда бегал этот марафон и еще "Пушкин - Петербург". А я всегда какую-то дистанцию покороче. Поскольку работа была связана с частыми разъездами, а кеды и рюкзак всегда со мной, то где я только не бегала (Вологодская, Новгородская, Псковская, Калининградская, Владимирская, Тульская, Московская, Белгородская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Читинская области и другие, Германия, Швеция, Финляндия, Кипр, Мальта, Испания, Италия, Франция, Португалия, Мьянма, Шри-Ланка – далее везде). Ответственно могу сказать – бегать можно везде. Ни в одном регионе для этого нет каких-то существенных препятствий. Конечно, для основной массы людей, особенно в регионах раньше это выглядело дико. В основном говорили, что с жиру бесится. Женщины, как правило, реагировали негативно чаще, чем мужчины. Поэтому в отдаленных местах я старалась избегать обтягивающей и вызывающей одежды и вообще «мазать морду сажей». Сейчас все намного лучше. Главная забота, чтобы тебя не сбил лихой водитель, и не пристала гопота. Но всю жизнь мне удивительно везло. Сбивали меня всего дважды и без серьезных последствий, хотя я 25 лет езжу на велосипеде по дорогам общего пользования. Даже пьяные компании всегда проявляли ко мне дружелюбие, а бомжи сторожили мои вещи, пока я отрезки бегала, чтобы никто не взял, и пили за мое здоровье, а тренеру просили передать, что садист. Еще один курьезный случай был уже в деревне, когда мы только переехали. Я выбежала очень рано утром осенью. Темно, но у меня налобный фонарь и на одежде светоотражающие вставки. Я как раз уже поймала кайф и бегу – пою, лес, ни души. В одном месте тропа совсем рядом к шоссе подходит, и там, как оказалось, народ кучкуется, развозку в промзону ждет. Парни были с бодуна, а тут нечто с песнями и фонарем на лбу из темноты скачет. Видимо испугались, стали пятиться, один споткнулся и упал, я хотела помочь подняться, а он отбивается от меня, кричит и крестится. А второй уже схватил дубину… Сын у меня на этой же развозке ездил, потом у них по заводу слухи ходили, что толи человек, толи приведение из леса выскочило и напало. Парни эти даже склонялись к мысли, что надо пить бросать.

Ну и традиционные вопли - "Динамо бежит!". Была в сети дискуссия: мол, раздражает. Меня лично нет. Я всегда сообщаю в ответ название своего клуба «Электросила», прошу не путать. Сейчас уже многие на постоянных маршрутах кричат правильно. Ну и вообще, в ответ ко всем, кто проявляет ко мне, бегущей, внимание (любое, даже отрицательное), я всегда настроена дружелюбно. Если люди обратили внимание, значит чем-то зацепило. Может, они просто не отдают себе отчет, и разговор со мной будет переломным, ну или по другому просто не умеют себя выразить. Таких случаев у меня много, не один десяток. Последний: дурацкие разговоры в электричке каждое утро привели к тому, что человек теперь тоже бежит на работу с рюкзаком. Когда начала выезжать за границу (это уже в двухтысячных годах), стала участвовать там в забегах. Беговая культура Европы меня поразила в самое сердце. Еще больше захотелось что-то изменить. Интернет позволил получить больше информации, стала целенаправленно готовиться, составлять план, познакомилась с атлетами из разных городов. Пробовала беговые клубы, но в силу ряда причин мне это не подошло. С 2014 г. работаю с тренером индивидуально. А бегаю за клуб «Электросила» - так проще получить страховку и на многие старты дают коллективную заявку. Раз в неделю у нас есть общее время тренировки, но ты не обязан туда приходить, каждый все равно работает по своему плану. Но мы вместе выезжаем на соревнования, встречаемся и не для бега, ходим в гости.

Как и многие осознанно и давно бегающие люди, я негативно отношусь к тем, кто продвигает программы «марафон за 8 недель с дивана». Два года назад у нас с беговыми друзьями родилась идея сделать соревнования по классическому кроссу на дистанции 3, 6 и 12 км и показать людям, что можно "упахаться" и на трешке. Всего мы провели 5 стартов в разное время года, в т.ч. и зимой. Стартовый взнос символический. Старт делали «на свои» и спонсорские, от администрации не добились даже грамот. Прошлой осенью разнообразили эстафетой 4х3 и кани-кроссом. Интерес к таким стартам у любителей есть, был большой отклик от живущих рядом, много детей и взрослых у нас пробежали свой первый старт. Многие стесняются крупных мероприятий, считают, что будут выглядеть хуже всех, а за это еще нужно приличные деньги заплатить и ехать далеко. Также мы приглашали тренеров по л/а и лыжам, они смотрели на детей, многих пригласили заниматься. Трасса тестировалась профессионалами, круг 3 км полностью беговой, но очень непростой. Профиков мы тоже приглашали, но ограничивали их участие, т.к. любителям тогда не интересно, на тумбочку каждый хочет. Старались сделать все как у "больших": именные номера, электронный хронометраж, кубки, медали, подарки от спонсоров, награждение проводили чемпионы и рекордсмены. Но, к сожалению, ушел из жизни один из нашей команды организаторов, а у меня и других ребят в этом году нет возможности принять еще дополнительную нагрузку, поэтому пока взяли паузу.

Считаю, что отсутствие стадионов, оснащенных нормальной легкоатлетической дорожкой, а также отсутствие освещенных и очищенных по сезону пешеходных зон без бетонного покрытия и/или тротуарной плитки (или хотя бы даже с таким покрытием) является основным стоп-фактором для дальнейшего увеличения количества занимающихся бегом.

Следующим стоп-фактором, на мой взгляд, является недостаточная пропаганда бега, как средства активности и активного долголетия. Наибольшее внимание уделяется марафонам, полумарафонам, возрастает внимание к ультра дисциплинам. Все остальное остается в тени. Но огромному количеству людей, способных заниматься бегом, не нужно бежать марафон и полумарафон в принципе. Но они вполне могут стать членами дружной беговой семьи на более коротких дистанциях.

И еще одно: бюджет поездки на крупные соревнования в больших городах (стартовый взнос, билеты, проживание, питание) недоступен для категории с достатком ниже среднего по СПБ и Москве. А локальные старты муниципальных образований представляют собой в большинстве своем «кубок водокачки» - нацелены в основном на школьников, нет электронного хронометража, дистанция плохо промерена, отсутствует нормальное награждение, протоколы нигде не размещаются и т.д.

Ну и про голову. Очень часто слышу – «да что я там делать буду, я буду самый последний, самый толстый, самый еще какой-то». Или я Усэйн Болт, или никто. Люди банально стесняются самих себя, им сложно выйти на улицу. Сети пестрят отчетами о победах, и очень редко встретишь о том, как мы все начинали, как боялись первый раз надеть лосины (а многие до сих пор), сколько ошибок понаделали (тут и про натирающие трусы, и про новые кроссовки), о том, что с красными рожами мы все одинаково смешно выглядим, что прежде чем штамповать личники, я пять раз сходил с дистанции, и в этом нет ничего страшного. Система клубов рядом с домом могла бы решить многие вопросы. Ведь есть же секции скандинавской ходьбы почти в каждом МО. Почему обошли легкую атлетику, не ясно.

Бегать можно везде и в любом возрасте. Лично я собираюсь бегать минимум до 120 лет. У меня по-прежнему нет планов по покорению каких-то конкретных цифр на дистанциях. И, думаю, не будет. Потому что даже одна и та же трасса, также как и вкус утреннего кофе, каждый раз другая. И каждый раз преподнесет тебе сюрприз. И именно поэтому я бегаю. Бег - это совсем не скучно. И главное, я очень люблю всякие тортики и пироги. Знакомые из научных кругов подсчитали, что я могу себя не ограничивать при километраже не ниже 65 км в неделю.