Найти тему
Беседы о религии

Трансгендеры в Царстве Небесном? Читаем Евангелие от Фомы

Картина  Immanuel Paul Vivekanandh
Картина Immanuel Paul Vivekanandh

В предыдущей статье мы рассматривали евангелие с гомосексуальным подтекстом, которое на самом деле оказалось современной подделкой (Тайное евангелие от Марка). В этой статье мы рассмотрим евангелие, древность которого не вызывает сомнения у ученых, оно настолько вписывается в традицию, что его даже называют пятым Евангелием. Речь пойдет о Евангелии от Фомы.

Но при чем тут трансгендеры? Не будем томить. Цитируем Евангелие от Фомы:

Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное.

Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в [царствие].

Что все это значит? Иисус призывал женщин менять свой пол? В Царствие небесное войдут только люди, отказавшиеся от своего пола?

Во-первых, мы не знаем точно, принадлежали ли эти слова самому Иисусу или это идеи христианской секты 2 века (гностической секты). Во-вторых, конечно же, во 2 веке ни о какой смене пола в прямом смысле речи быть не могло. Этот текст отражает, так называемое, учение о недвойственности (в индуистской традиции - адвайта).

Суть в том, что человек мыслит в системе противоположностей: правое - левое, мужское - женское. А истина/божество находится вне этих концепций. Нет ни мужского, ни женского. Что-то похожее говорил еще апостол Павел: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе." (Гал 3:28).

Идея единства мужчины и женщины прослеживается еще в Ветхом Завете. В Книге Бытия Бог творит человека одновременно мужчиной и женщиной. Согласно талмудической традиции Бог совторил Адама андрогином. Эту интерпретацию книги Бытия поддержал и русский религиозный мыслитель Бердяев.

По-видимому, приведенные цитаты из Евангелия от Фомы следует понимать в этом же контексте. Для того, чтобы попасть в Царство Небесное необходимо вернуться в первоначальное состояние неразделенности. Похожее состояние бывает в младенчестве. Не случайно цитируемая логия (высказывание) начинается с того, что Иисус увидел младенцев, сосущих молоко и сказал: "Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие" .

Любопытно, что в первой цитате Иисус говорит так, как будто не причисляет себя к мужчинам: "подобным вам, мужчинам". Значит ли это, что Иисус уже находится в состоянии вне пола?

Дает ли Евангелие от Фомы надежду на спасение людям, которые в прямом смысле слова сменили пол? Сложно сказать. Современные интерпретаторы считают, что это возможно. Мы с вами живем в эпоху постмодернизма и "смерти автора", когда не так важно, что на самом деле хотел сказать автор, важно, что текст дает читателю.

Г. Тен

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!