Найти тему
Давид Рабинович

Почему Бог сказал обрезать младенцев на 8 день? Или еще один научный факт в Библии!

Сегодня любой специалист по постнатальной хирургии знает: экстренную операцию, требующуюся новорожденному, нужно делать сразу же после родов, без задержки. Но если имеется такая возможность, следует отложить ее до восьмого дня после рождения. Однако и дольше оттягивать тоже не стоит.

Причина состоит в том, что на период со второго по седьмой день жизни младенца приходится наибольший риск неконтролируемого кровотечения. Даже самое простое хирургическое вмешательство может привести к серьезному поражению внутренних органов, в том числе – мозга, и, в итоге – к летальному исходу от шока и кровопотери.

Вызвано это тем, что в организме новорожденного еще недостаточно витамина К, ранее поступавшего из организма матери. А витамин этот крайне необходим для синтеза белков свертываемости крови, в частности – протромбина. В итоге к третьему дню от рождения количество протромбина падает до уровня 30% от нормального.

Но на пятый день организм начинает полноценно вырабатывать собственный витамин К, и на восьмой день происходит скачок протромбина до 110%, после чего уровень его быстро нормализуется. Таким образом, восьмой день оказывается наиболее благоприятным для хирургического вмешательства, когда риск операции снижен до минимума. Именно поэтому, кстати, порочная практика удаления новорожденным аппендикса применялась именно на восьмой день от рождения.

Безусловно, в древности ничего не было известно ни о механизме свертываемости крови, ни о белках, ни о витамине К. Эти открытия были сделаны лишь в ХХ веке нашей эры. Но уже четыре тысячи лет назад, в ХХ веке до Рождества Христова, Господь, давая Аврааму заповедь об обрезании как знаке завета, сказал: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Бытие 17:12). И полтысячелетия спустя, в инструкциях священникам снова подчеркивается, что обрезание новорожденного следует делать именно на восьмой день (Левит 12:3).

Чем же можно объяснить наличие столь важной информации у древних евреев задолго до соответствующих научных открытий? Исключительно особым откровением Того, кто сотворил и витамин К, и протромбин, и самого человека: «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их» (Бытие 17:9)!

Всякий раз, когда нам кажется, что указания Библии противоречат данным науки, причина оказывается не в Писании, а в ограниченности наших знаний. Данные научных журналов устаревают со скоростью печатного станка, штампующего следующие выпуски. Писание же со временем все более и более открывается нам во всей своей мудрости и полноте. Ибо, как сказал Господь, «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполнится все» (От Матфея 5:18).

Библия и мироздание имеют Единого Автора, и поэтому между ними, между Его естественным (общим) и сверхъестественным (особым) откровением, реальных противоречий нет и быть не может. Выдающийся христианский апологет и богослов IV века Василий Великий (330–379) так пишет об этом в своих «Беседах на Шестоднев»: «Но если в сказанном доселе кажется тебе что-либо правдоподобным, то обратись с изумлением к Божией премудрости, которая так сие устроила. Ибо изумление перед великими предметами не уменьшается, когда открыт способ, каким произошло что-нибудь необычайное. А если и не открыт, то простота веры да будет крепче доказательств от ума».

Воистину: «Верою познаем, что веки устроены словом.