1. Шартрский собор (1194, 1506, 1836)
Нынешний Шартрский собор - ни больше ни меньше шестой по счету на этом месте; предыдущие здания были уничтожены либо войной, либо огнем. Самый сильный пожар случился 5 сентября 1134 года - не только собор, простоявший к тому времени почти сто лет, но и сам город был почти полностью разрушен. Строительство нового началось десять лет спустя, и продолжалось шестьдесят лет, до нового пожара - 10 июня 1194 года. Причиной его, предположительно, было случайное возгорание на строительных лесах.
Чему, кстати, гореть, если собор каменный? Если строительство еще ведется, то лесам. Если оно уже закончено - то деревянным конструкциям, в первую очередь, между каменными сводами и кровлей. Это огромное пространство, где много дерева и много воздуха, и куда трудно добраться, чтобы потушить огонь - даже с современными средствами пожаротушения. Просто залить водой с пожарного самолета нельзя, слишком много воды - ее вес может разрушить своды и стены.
Но вернемся в Шартр и к пожару 10 июня 1194 года. В этом огне погибла большая часть собора, его великолепные витражи и - как казалось поначалу - самая драгоценная реликвия Шартра: туника, в которой, по преданию, Дева Мария родила Иисуса. Но случилось чудо: оказалось, что несколько каноников собора укрылось с этой туникой в непострадавшей часовне. Устоял и западный фасад - две башни и портал, названный Королевским.
Восстановление началось практически сразу - и шло очень быстро: к 1225 году строительство было практически закончено. К 1240-му были готовы новые витражи - синее, самое ценное, стекло для них выплавлялось из осколков, тщательно собранных из-под развалин при расчистке. 24 октября 1260 года новый прекрасный собор был торжественно освящен в присутствии короля Франции Людовика Святого.
Пожар 1194 года оказался не последним: в 1506 году северная башня была частично уничтожена пожаром (опять!), возникшим от удара молнии, и была перестроена уже в стиле пламенеющей готики.
Еще один серьезный пожар случился 4 июня 1836 года - из-за недосмотра кровельщиков сгорела крыша и поддерживающие ее деревянные конструкции. Архитектор Эдуард Барон предложил не восстанавливать их из дерева, а заменить металлическими конструкциями. Этот проект был реализован в течение последующих пяти лет под руководством инженера Эмиля Мартена.
А в самом конце Второй мировой войны Шартрский собор едва не был взорван американскими военными, опасавшимися, что немцы могут использовать его как наблюдательный пункт. Один из офицеров отправился в Шартр, выяснил, что немцев в нем нет, и уговорил командование не уничтожать собор. Он погиб на следующий день, но его имя хорошо помнят в Шартре: полковник Уэлборн Гриффит.
2. Реймсский собор (1914)
Реймсский собор, как и Шартрский, построен на месте предыдущего, сгоревшего. Как и Шартрский, он был построен необычно быстро - в основном с 1211 по 1275 год. Это очень знаковый собор для Франции: он построен на месте базилики, в которой епископ Ремигий крестил короля франков Хлодвига (это примерно как крещение князя Владимира в отечественной истории), в нем короновались короли Франции - все, кроме семи. А еще это был просто очень красивый собор, с прекрасными статуями и витражами.
А потом пришла Первая мировая война.
В самом начале сентября 1914 года Реймс подвергся мощной бомбардировке, серьезно пострадал и собор, превращенный в госпиталь - были выбиты многие окна, повреждены статуи и элементы фасада. Но худшее было впереди: 19 сентября при бомбардировке в собор попало 25 бомб. На стропилах в северной башне собора начался пожар, который вскоре распространился по деревянным перекрытиям и по сену, устилавшему полы собора. Крыша сильно нагрелась, и расплавленный свинец потек по водостокам, уничтожив стоявший рядом епископский дворец. Погибли почти все витражи, были серьезно повреждены многие статуи.
Такое уничтожение прекрасного и значимого для французской истории собора, конечно, всколыхнуло всю нацию; изображения горящего "собора-мученика" широко использовались для пропаганды. Жертва Реймса не была напрасной: узнав о случившемся, в Шартрском соборе сняли и укрыли в надежном месте все витражи (и сделали то же самое несколько десятилетий спустя, в начале Второй мировой).
Реставрация началась сразу после войны, в 1919 году. Собор был снова открыт в 1938-м, но работы продолжаются до сих пор.
3. Собор Парижской Богоматери (2019)
А вот предшественник нынешнего Нотр-Дама не сгорел, с ним было проще и печальнее. Когда в 1160 году епископ Парижа Морис де Сюлли решил построить себе собор по образцу новой базилики Сен-Дени (родоначальницы готического стиля, хотя тогда никто еще не знал, что он готический - это гораздо более поздний термин), он просто повелел снести старый романский. Строительство было закончено в 1345-м, но изменения и улучшения разной степени заметности продолжали вноситься... да практически всю его историю. Хуже всего собору пришлось во времена Французской революции - он был разграблен, статуи библейских царей на фасаде - обезглавлены (потому что их приняли за статуи французских королей), а сам собор стали использовать в качестве склада. К счастью, это продолжалось недолго: в 1802 году собор был возвращен Церкви Наполеоном, и здесь даже состоялись коронация Наполеона два года спустя и его венчание с Марией-Луизой Австрийской еще через шесть лет.
Словом, собор уцелел, но находился в плачевном состоянии, и это никого особенно не заботило - более того, стала всерьез обсуждаться возможность его сноса. Своим спасением собор оказался обязан Виктору Гюго и его роману "Собор Парижской Богоматери" - собственно, Гюго и написал свой роман из любви к собору и желания его спасти.
Кстати, перевод названия не совсем корректен: в словосочетании cathédrale Notre-Dame de Paris финальное "de Paris" относится к слову "cathédrale", а не "Notre-Dame". Соборы в Шартре и Реймсе по-французски тоже называются cathédrale Notre-Dame de Chartres и cathédrale Notre-Dame de Reims, соответственно. Но Нотр-Дам у нас все равно один!
Успех романа был таким, что король Луи-Филипп I, вообще большой любитель истории, велел отреставрировать собор и поручил это архитекторам Жану-Батисту-Антуану Лассю и Эжену-Эммануилу Виолле-ле-Дюку. Работы продолжались четверть века, в основном под руководством Виолле-ле-Дюка, который восстановил оригинальный средневековый центральный шпиль (разобранный в XVIII веке из-за сильных повреждений от ветра), добавил химер - и, в целом, создал тот Нотр-Дам, который мы знаем и любим.
Или знали и любили до 15 апреля 2019 года, когда случился пожар, уничтоживший шпиль, крышу и часть витражей.
Пожар, предположительно, возник на строительных лесах, возведенных на крыше для проведения реставрационных работ. О том, что собору требуется серьезная реставрация, было известно давно - сказывался возраст, сказывалось воздействие окружающей среды, и трещины в сводах серьезно беспокоили специалистов - буквально за неделю до пожара Мишель Пико, глава Ассоциации друзей Нотр-Дам, говорил в интервью BBC, что собор может обрушиться в течение следующих десяти лет.
Случилось то, что случилось 15 апреля - и французы очень серьезно настроены на восстановление Нотр-Дама. Уничтожена крыша и шпиль, но спасены реликвии и произведения искусства из собора, устояли башни фасада, и остались стены и своды - в отсутствие крыши их поддерживают контрфорсы.
Контрфорсы - выступающие части стен, поддерживающие их в нужных местах (как правило, между окнами). Это еще одна отличительная черта готической архитектуры, которая и позволила возводить высокие соборы с тонкими стенами и огромными окнами.
История Нотр-Дама продолжается, и за следующей главой этой истории мы будем наблюдать своими глазами.