Найти в Дзене
Библия 18+

Авраам – жертвоприношение Исаака. Версии!

Оглавление
Лука Джордано - Жертвоприношение Исаака
Лука Джордано - Жертвоприношение Исаака

Человеческое жертвоприношение – зло. Но разве Авраам об этом не знал?

Одна из самых противоречивых историй Ветхого Завета. Вокруг неё множество споров и нет единого мнения, как в иудейской, так и христианской традиции. Бог просит от Авраама совершить самый жуткий поступок в истории Библии. В данном материале - основные версии трактовки этой истории.

Не Бог, а дьявол

"Демон сидящий" М. Врубель
"Демон сидящий" М. Врубель

Тут есть два направления развития. Первое, не Бог, а сам дьявол говорит Аврааму под личиной Бога, принести в жертву сына. Авраам ведётся на этот призыв и будучи человеком, послушным и преданным Богу, приносит сына в жертву. Но в последний момент Бог вмешивается и спасает Исаака. Вся завязка данной, по сути дикой и нелепой теории, держится на одном тексте.

И было, после сих происшествий Бог ИСКУШАЛ Авраама… (Книга Бытие 22:1)

ИСКУШАЛ… Бог никого не искушает и Сам искушаем не бывает, а значит искушал Авраама и не Бог вовсе. Тогда кто? Конечно он самый, сатана, враг рода человеческого. В других переводах, в отличие от синодального, написано не ИСКУШАЛ, а ИСПЫТЫВАЛ. Как тут выкрутятся сторонники дьявольской версии не знаю, да и не хочу знать.

Впрочем, дьявольщина не завершается. Есть вторая версия, построенная на происках дьявола. Её авторы отталкиваются от книги Иова.

Иов праведный и благочестивый, ну и заодно очень богатый человек. Вот сатана и пришёл к Господу с аргументами, Иов потому и благочестив, и непорочен, что Бог оградил его от всякого зла. А забери у него благословения (детей, стада и богатство) останется ли он таким же положительным? Авраам – это новый Иов. Сохранит ли он веру, если Бог заберёт у него сына, да ещё и столь жёстким способом?

Это сон или метафора

Педро Орренте, "The Sacrifice of Isaac"
Педро Орренте, "The Sacrifice of Isaac"

Заголовок всё сказал. Желание оправдать Бога иногда заводит очень далеко, как и в данном случае. На самом деле жертвоприношения не было. Авраам просто видел сон где приносит в жертву сына. Бог же, есть Любовь, Он не мог повелеть принести человеческую жертву, даже если и знал, чем всё завершится. С другой стороны, Бог хотел показать Аврааму главную идею жертвоприношения, Он и послал этот сон.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. (Книга Бытие 22:7,8)

Агнец Божий, - Христос и именно этот случай и показывает, что вместо моего сына Бог отдал Своего. Но сама история – это только сон Авраама.

Похожий, но другой вариант. Это авторство Моисея, его вымысел. Таким образом Моисей метафорически открывает смысл жертвоприношения.

Жестокость Авраама

Джованни Доменико Тьеполо, "The Sacrifice of Isaac"
Джованни Доменико Тьеполо, "The Sacrifice of Isaac"

Авраам тест не прошёл. Это было испытание не на верность, а на милосердие. Разве патриарх не знал, что Бог никогда не смог бы попросить о таком испытании, как человеческая жертва? До этого Авраам уже жестоко выгнал Агарь с Измаилом с одним мехом воды, а тут без зазрения совести, не сомневаясь ведёт Исаака на смерть. Он столько лет говорил с Богом, но так и не понял Его милосердия.

Впрочем, отталкиваясь от этой версии происходящего, сразу уместно рассмотреть и следующую. На самом деле – то было испытание не Авраама, а Исаака. Исааку было, по разным версиям, от годов четырнадцати до тридцати лет от роду. По любому сын Авраама, был достаточно взрослый, чтобы оказать сопротивление престарелому отцу, если бы он был против.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. (Книга Бытие 22:9)

Исаак прошёл испытание, показав, что он послушен Богу, даже до смерти.

Смерть Исаака

Есть и такая версия. В следующей главе идёт повествование о смерти Сарры, жены Авраама. Получается она умерла сразу после жертвоприношения. От сюда и появилась теория, что Авраам всё же довёл дело до конца, Исаак умер на алтаре. Вот Сарра и умерла, она не смогла пережить гибель сына.

Но зато, так как Авраам оказался верен до конца и тем самым доказал свою любовь к Богу, Господь обязательно пошлёт (послал) в мир Мессию, который спасёт (спас) человечество.

Новый завет

V. Jesus Dies on the Cross - Judith Retreat
V. Jesus Dies on the Cross - Judith Retreat

В христианском богословии нет единого мнения. В той или иной степени, перечисленные версии переплетаются. И всё же:

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался. (Св. Евангелие от Иоанна 8:56)

Этот текст стал трактоваться как предсказание мученической смерти Христа. Он же и навёл на мысль, что жертва Авраама, это образ другой, более глобальной Жертвы. То есть жертвоприношение – это предсказание и образ Голгофы. Отсюда «прообразная» трактовка стала традиционной. Послушание Исаака Аврааму подобно послушанию Иисуса Христа Отцу. Исаак несёт дрова на гору – прообраз крестного пути Христа. И так далее.

Буду рад услышать ваше мнение. Если же ваше мнение базируется на основе чего-то, буду рад вдвойне.

Ну и на всякий случай, напомню, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ