Найти тему
Модная канитель

Экспонаты музея училища технического рисования

Углубилась в тему вышивки и вспомнила о музее барона Штиглица. Вот уж кто обогатил коллекцию Эрмитажа!

Зайду немного издалека и скажу несколько слов. Барон Александр Людвигович Штиглиц был меценатом и благотворителем. На его пожертвования в Санкт-Петербурге открыли училище технического рисования, которое готовило художников и скульпторов для массовой промышленности.

Художественно-промышленная академия имени барона Штиглица
Художественно-промышленная академия имени барона Штиглица

Туда принимали учеников вне зависимости от сословия. Главным условием для обучения было 4 класса образования и сданный экзамен по рисунку.

А чтобы студенты могли прикоснуться к прекрасному и обучаться на подлинных предметах, барон закупал на заграничных аукционах различные антикварные предметы прикладного искусства.

Резной буфет из самшита. Музей прикладного искусства имени Штиглица
Резной буфет из самшита. Музей прикладного искусства имени Штиглица

Для их хранения и экспонирования построили музей, который тоже носит имя барона Штиглица. Текстиль, шпалеры - все было.

Образец бирки музея барона Штиглица. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»
Образец бирки музея барона Штиглица. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»

В их числе были прекрасные образцы тканей, вышивок и кружева. После революции они поступили в фонды Эрмитажа. Теперь и мы можем на них полюбоваться.

Вышитые ленты, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»
Вышитые ленты, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»

Вот такая вышивка из коллекции музея училища технического рисования. Раньше не вышивали одежду целиком. Это было дорого и хлопотно. Поэтому шли на хитрость - делали декоративные заготовки, этакую тесьму.

Узкие полоски ткани заполнялись узорами - вышитыми или выполненными в технике аппликации.

Вышивка  и аппликация, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»
Вышивка и аппликация, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»

Потом уже готовыми лентами декорировали изделие — нашивали горизонтальными или вертикальными рядами. Получалось быстро, да и вышитые ленты всегда можно было спороть и пришить на другую одежду. например, когда прежняя уже теряла внешний вид.

Образцы этой вышивки по бархату из Италии XVI-XVII в.в. Дорогие нити — серебряные, золоченые, блестки тоже есть.

Вышитая бархатная лента. Италия. 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»
Вышитая бархатная лента. Италия. 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»

То, что вышито металлическими нитями, скорее всего испанского или немецкого происхождения. Ткань уже попроще.

Вышитые ленты, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»
Вышитые ленты, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»

Именно эти ленты называются спорки - они были спороты с одежды. Это удобнее и практичнее, чем сразу вышивать на ткани.

Вышитые ленты, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»
Вышитые ленты, 16-17 век. Кадр из фильма «Вышивка на костюме»

И вот снова такой исторический факт. Изначально вышивальщиками были мужчины. Женщины в те времена сидели дома и занимались хозяйством.

С 14 века мужчин-вышивальщиков объединили в гильдию святого Луки, где они и занимались вышиванием. Позже мастерские появились и при дворе. Клиентами придворных вышивальщиков были члены королевской семьи и придворные.

Сейчас все-таки трудно представить мужчину за вышивкой. Хотя стоит вспомнить Франсуа Лесажа - и сразу все сомнения отпадают!

Это еще не все, будет продолжение. А про художественно-промышленную академию барона Штиглица я еще пишу здесь.

Подписывайтесь на канал, чтобы быть с нами!

Вам может понравиться:

Зачем нужна канитель
Французский ажурный шик
"Великий вышивальщик" - Франсуа Лесаж

Вся информация взята из открытых источников.