Нашествие гуннов стало катализатором падения Западной Римской империи. Есть версия, что оно вообще погубило великое государство. Но это упрощение. Там было много причин (один американский историк насчитал 210!), и империя безусловно крякнулась бы и без гуннов, но то, что кочевники подтолкнули процесс распада - очевидно. Именно гунны запустили главную волну Великого переселения народов, заставив готов и их сателлитов перейти границу империи в конце IV века. Наконец, из-за давления гуннов орды вандалов, свевов, аланов и бургундов 31 декабря 406 года прорвали римский лимес на Рейне и хлынули на галльские равнины. После 406 года процесс стал уже необратим.
Кем были эти ужасные пришельцы из восточных степей? Сравнивая гуннов со своими в общем-то привычными соседями - германцами и кельтами, - римские авторы отмечали их особую дикость, варварство и жестокость. Это были особые варвары, или “варвары варваров”, как обронил кто-то из древних. “Они брились, практиковали деформацию черепа, убивали своих стариков, кремировали мертвецов и в глазах жителей Средиземноморья выглядели как само воплощение уродства и варварства”, - пишет французский историк Люсьен Мюссе.
Однако давайте предоставим слово древним авторам. Что они думали о гуннах? Какими их представляли и как описывали?
Первые свидетельства
Первые письменные сведения о гуннах появляются у александрийских географов во II веке нашей эры. Причем ни Дионисий Периегет, ни Клавдий Птолемей ничего угрожающего в кочевниках не видят. Они просто и кратко рассказывают о том, где обитает это племя. Птолемей, в частности, пишет, что гунны населяют степи к северу от Кавказского хребта - по всей видимости, территорию современной Кубани.
“Можно принять из за двуногих зверей”
Куда более многословен и эмоционален рассказ историка Аммиана Марцеллина. Он писал в самом конце IV века - в то время, когда гуннская угроза была уже очевидной - кочевники пасли коней на пороге империи. Благодаря описаниям Аммиана, мы имеем самый полный портрет гуннов, их нравов, обычаев, их внешнего облика. Именно у Аммиана появляется тот самый угрожающий, демонический образ гуннов, который впоследствии на протяжении веков будет транслироваться римскими и европейскими авторами.
“Племя гунов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости”, - пишет Аммиан Марцеллин. - Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов”.
Вечные беглецы с кибитками
Не очень симпатичные товарищи, согласитесь. Да и образ жизни у них под стать внешнему виду:
“При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением, - продолжает Аммиан. - Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь”.
Да они же кентавры!
Похожими красками расцвечивает гуннов александрийский поэт Клавдий Клавдиан, живший примерно в то же время, что и Марцеллин. Клавдиан вообще сравнивает гуннов с кентаврами. Ну, это понятно - образное мышление, поэт.
“Север не питает ни одного племени более свирепого. У них безобразная внешность и постыдные на вид тела, но они никогда не отступают перед тяжелым трудом. Пищею их служит охотничья добыча, они избегают даров Цереры, их забава разрезывать лицо, у них считается прекрасным клясться убитыми родителями. Двойная природа их сочетала с родными конями”, - отмечает Клавдиан "кентаврийскую" сущность кочевников.
Люди как люди
В V веке о гуннах упоминают многие римские и византийские историки, причем самое полное описание содержится у Приска Панийского, который в отличие от подавляющего большинства авторов, гуннов видел лично и даже с ними общался. Приск возглавлял посольство, которое восточно-римский император Феодосий II в 448 году отправил к Аттиле. И, что интересно, ничего ужасного ни о гуннах, ни об Аттиле, прозванном позже Бичом Божьим, Приск не передает. Возможно, дело в том, что Приск был не только писателем, но еще и дипломатом. А, может, гунны были на самом деле и не так страшны, как их малюют. Люди как люди, можно заключить по рассказу Приска, кочевники как кочевники. Римлян к середине V века подобным было не удивить.
Виноваты колдуньи
А вот у жившего в VI веке историка Иордана совершенно иное описание. В своем рассказе он подхватывает традицию, заложенную Аммианом Марцеллином. То есть ничего доброго о гуннах в "Гетике" мы не найдем. “А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам” - пишет Иордан, после чего рассказывает легенду о том, как вообще появилось на земле гуннское племя. О! Это, конечно, крайне мрачная история.
“Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний... Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, - малорослое, отвратительное и сухопарое”.
“Бог наказал нас гуннами”
Труд Иордана посвящен истории готов, он и сам был готом, хоть и жил в Константинополе. А ведь именно готам гунны доставили самые большие неприятности. Поэтому нет ничего удивительно, что Иордан демонизирует гуннов, представляя их исчадиями ада. Аналогичным образом, кстати, высказывается и другой автор - архиепископ Исидор Севильский. Он жил в Испании при дворе королей вестготов и, конечно, не мог питать к гуннам теплых чувств. Исидор вообще выводит формулу, что гунны - это не просто варвары, это наказание за наши грехи.
“Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство”.
И, словно в подтверждение своих слов, Исидор приводит пример одной из гуннских привычек. Чтобы ни у кого из его читателей не осталось никаких сомнений, что гунны - вселенское зло:
“Народ гуннов был столь дик, что когда они чувствовали голод во время битвы, то протыкали конскую вену и удовлетворяли свой аппетит, выпивая кровь”.
©Алексей Денисенков
Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как погибла империя гуннов
Битва народов на Каталаунских полях - последний триумф Рима