Найти в Дзене
История и истории

Свирепые гунны — дети ведьм

Оглавление

Нашествие гуннов стало катализатором падения Западной Римской империи. Есть версия, что оно вообще погубило великое государство. Но это упрощение. Там было много причин (один американский историк насчитал 210!), и империя безусловно крякнулась бы и без гуннов, но то, что кочевники подтолкнули процесс распада - очевидно. Именно гунны запустили главную волну Великого переселения народов, заставив готов и их сателлитов перейти границу империи в конце IV века. Наконец, из-за давления гуннов орды вандалов, свевов, аланов и бургундов 31 декабря 406 года прорвали римский лимес на Рейне и хлынули на галльские равнины. После 406 года процесс стал уже необратим.

Современный арт (весьма неточный), изображающий битву римлян с гуннами, e-history.kz
Современный арт (весьма неточный), изображающий битву римлян с гуннами, e-history.kz

Кем были эти ужасные пришельцы из восточных степей? Сравнивая гуннов со своими в общем-то привычными соседями - германцами и кельтами, - римские авторы отмечали их особую дикость, варварство и жестокость. Это были особые варвары, или “варвары варваров”, как обронил кто-то из древних. “Они брились, практиковали деформацию черепа, убивали своих стариков, кремировали мертвецов и в глазах жителей Средиземноморья выглядели как само воплощение уродства и варварства”, - пишет французский историк Люсьен Мюссе.

Однако давайте предоставим слово древним авторам. Что они думали о гуннах? Какими их представляли и как описывали?

Первые свидетельства

Первые письменные сведения о гуннах появляются у александрийских географов во II веке нашей эры. Причем ни Дионисий Периегет, ни Клавдий Птолемей ничего угрожающего в кочевниках не видят. Они просто и кратко рассказывают о том, где обитает это племя. Птолемей, в частности, пишет, что гунны населяют степи к северу от Кавказского хребта - по всей видимости, территорию современной Кубани.

“Можно принять из за двуногих зверей”

Куда более многословен и эмоционален рассказ историка Аммиана Марцеллина. Он писал в самом конце IV века - в то время, когда гуннская угроза была уже очевидной - кочевники пасли коней на пороге империи. Благодаря описаниям Аммиана, мы имеем самый полный портрет гуннов, их нравов, обычаев, их внешнего облика. Именно у Аммиана появляется тот самый угрожающий, демонический образ гуннов, который впоследствии на протяжении веков будет транслироваться римскими и европейскими авторами.

“Племя гунов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости”, - пишет Аммиан Марцеллин. - Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов”.
Гунны - кочевники из восточных степей, e-history.kz
Гунны - кочевники из восточных степей, e-history.kz

Вечные беглецы с кибитками

Не очень симпатичные товарищи, согласитесь. Да и образ жизни у них под стать внешнему виду:

“При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением, - продолжает Аммиан. - Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь”.

Да они же кентавры!

Похожими красками расцвечивает гуннов александрийский поэт Клавдий Клавдиан, живший примерно в то же время, что и Марцеллин. Клавдиан вообще сравнивает гуннов с кентаврами. Ну, это понятно - образное мышление, поэт.

“Север не питает ни одного племени более свирепого. У них безобразная внешность и постыдные на вид тела, но они никогда не отступают перед тяжелым трудом. Пищею их служит охотничья добыча, они избегают даров Цереры, их забава разрезывать лицо, у них считается прекрасным клясться убитыми родителями. Двойная природа их сочетала с родными конями”, - отмечает Клавдиан "кентаврийскую" сущность кочевников.
Империя гуннов в середине V века.
Империя гуннов в середине V века.

Люди как люди

В V веке о гуннах упоминают многие римские и византийские историки, причем самое полное описание содержится у Приска Панийского, который в отличие от подавляющего большинства авторов, гуннов видел лично и даже с ними общался. Приск возглавлял посольство, которое восточно-римский император Феодосий II в 448 году отправил к Аттиле. И, что интересно, ничего ужасного ни о гуннах, ни об Аттиле, прозванном позже Бичом Божьим, Приск не передает. Возможно, дело в том, что Приск был не только писателем, но еще и дипломатом. А, может, гунны были на самом деле и не так страшны, как их малюют. Люди как люди, можно заключить по рассказу Приска, кочевники как кочевники. Римлян к середине V века подобным было не удивить.

Виноваты колдуньи

А вот у жившего в VI веке историка Иордана совершенно иное описание. В своем рассказе он подхватывает традицию, заложенную Аммианом Марцеллином. То есть ничего доброго о гуннах в "Гетике" мы не найдем. “А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам” - пишет Иордан, после чего рассказывает легенду о том, как вообще появилось на земле гуннское племя. О! Это, конечно, крайне мрачная история.

“Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний... Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, - малорослое, отвратительное и сухопарое”.

“Бог наказал нас гуннами”

Труд Иордана посвящен истории готов, он и сам был готом, хоть и жил в Константинополе. А ведь именно готам гунны доставили самые большие неприятности. Поэтому нет ничего удивительно, что Иордан демонизирует гуннов, представляя их исчадиями ада. Аналогичным образом, кстати, высказывается и другой автор - архиепископ Исидор Севильский. Он жил в Испании при дворе королей вестготов и, конечно, не мог питать к гуннам теплых чувств. Исидор вообще выводит формулу, что гунны - это не просто варвары, это наказание за наши грехи.

“Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство”.

И, словно в подтверждение своих слов, Исидор приводит пример одной из гуннских привычек. Чтобы ни у кого из его читателей не осталось никаких сомнений, что гунны - вселенское зло:

“Народ гуннов был столь дик, что когда они чувствовали голод во время битвы, то протыкали конскую вену и удовлетворяли свой аппетит, выпивая кровь”.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как погибла империя гуннов
Битва народов на Каталаунских полях - последний триумф Рима